27 февраля 2020 11:36

27 февраля 2020 11:36

фото: Семён Казак

Испытаниям модификатора трения – быть!

Проект «Сравнительные эксплуатационные испытания технологии снижения трения в механизмах тепловозных дизелей с использованием модификатора трения» на Х слёте молодёжи добился поддержки руководства ОАО «РЖД».

Газета «Забайкальская магистраль» уже не раз освещала тему создания и применения на нашей железной дороге ремонтно-восстановительного состава «Оликс». Уникальный модификатор трения МТ-2 позволяет восстанавливать свойства механизмов и снижать износ деталей. История практического применения ремонтно-восстановительного состава на железнодорожном транспорте берёт начало с 1998 года. Положительные результаты экспериментов, внедрения и применения получены в локомотивном, вагонном, путевом, автомобильном и других хозяйствах ОАО «Российские железные дороги». Модификатор трения, например, уже давно активно используется автомобилистами: он позволяет продлить срок эксплуатации машины, отсрочить, а в некоторых случаях и заменить капитальный ремонт агрегатов. Это специальный комплекс тонкодисперсных минералов из группы серпентинов, размешанных в геле. Он способствует в процессе штатной работы формированию на поверхностях трения узлов и механизмов новой структуры трения, отличающейся наиболее оптимальными с триботехнической точки зрения свойствами. Анизотропия этих минералов (атомы одной плоскости имеют сильные ковалентные связи, а между параллельными слоями – слабые связи) обеспечивает «мягкую» абразивную очистку поверхности трения частицами триботехнического состава.

В рамках Х слёта молодых специалистов ОАО «РЖД», проходившего в Москве в первой декаде сентября, авторы проекта Виталий Ярилов и Евгений Непомнящих стали лауреатами конкурса «Новое звено». Целью испытаний модификатора трения МТ-2 является оценка технико-экономической эффективности его применения. Разработчиков проекта интересовало, как изменятся эксплуатационные показатели «подопытных» тепловозов в части расходов топлива и масла, насколько уменьшится износ элементов и что в итоге можно сэкономить по многим статьям расходов?

Работа новаторов в этом направлении на Забайкальской железной дороге ведётся уже много лет. В результате получен сертификат соответствия для пар трения машин и механизмов, разработана технология применения состава для обработки тепловозов безразборным способом в режиме штатной эксплуатации, получены коды ДМТО. Три дизеля тепловоза пять лет назад уже проходили испытания в эксплуатационном локомотивном депо Борзи. Благодаря этому было зафиксировано повышение мощности локомотивов и снижение расхода топлива. В ходе эксперимента, который длился семь месяцев, ни один дизель не подвергался ремонту. Причина проста – отсутствие необходимости. Для подтверждения результата необходимо было увеличить количество обработанных модификатором трения дизелей. Для нынешних испытаний, по мнению новаторов, требуется 12 тепловозов, чтобы получить полноценную картину. Планируется, что испытания пройдут в эксплуатационном локомотивном депо Тында после согласования с Центральной дирекцией тяги и открытия финансирования проекта.

Отмечу, что руководитель проекта, исполнительный директор НО «Фонд развития ЗабИЖТ» Виталий Ярилов занимается «Оликсом» уже много лет. Однако, несмотря на уникальность данного состава, его эксплуатационные испытания постоянно находились под вопросом.

– Наша цель – не только добиться существенной экономии дизельного топлива, но и получить ресурс, продлив жизнь двигателя, – заявил Виталий Ярилов. – А ведь увеличение межремонтного пробега локомотива позволит Забайкальской дирекции тяги меньше тратить средств на ремонт. В течение нескольких лет мы добивались различных согласований и, наконец, достигли обещанного финансирования проекта.

Для испытаний требуется около 7 млн рублей. В этот бюджет входит как оборудование и материалы, так и обеспечение сотрудников всем необходимым – от перелёта до проживания в местах работы, заработной платы и налоговых отчислений. Основные этапы эксперимента включают в себя подбор тепловозов, которые подвергнутся контрольным испытаниям в начале эксперимента, после обработки МТ-2, и после пробега. Семь месяцев специалисты будут следить за ходом эксперимента, чтобы учесть все показатели и сделать расчёт технико-экономической эффективности. На предыдущих испытаниях МТ-2 уже позволил сделать выводы о том, что экономия денежных средств с лихвой окупит затраты на применение технологии.

Отмечу, что перспективы реализации были высоко оценены на прошедшей недавно международной научно-практической конференции «Транссиб: На острие реформ». В реализации проекта Виталий Ярилов не сомневается: испытания призёр «Нового звена» пройдёт успешно.

На фото: Модификатор трения МТ-2 заслужил не только признание, но и немало наград

Мария Гурулёва
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31