28 января 2020 04:11

28 января 2020 04:11

фото: Семён Казак

Проложен путь на долгие года

Кафедра «Строительство железных дорог» Забайкальского института железнодорожного транспорта отмечает 25-летие

Как всё начиналось четверть века назад на невиданном по сегодняшним меркам энтузиазме, как развивалось темпами и с запалом, схожими с освоением целины, и с каким багажом научного потенциала, свершённых проектов и именитых выпускников подошла кафедра к своему юбилею, нам рассказывает её заведующий, кандидат технических наук, доцент Игорь Благоразумов.
Игорь Благоразумов, заведующий кафедрой «Строительство железных дорог» ЗабИЖТ– Игорь Викторович, сегодня подготовка специалистов и защита дипломов в Чите кажутся обыденным явлением. Но четверть века назад инициатива создать полноценную кафедру воспринималась как нечто из ряда вон выходящее…

– Согласен. Сегодняшние руководители Забайкальской уже привыкли к тому, что в крае есть собственный отраслевой институт, который готовит специалистов по всему спектру специальностей в полном объёме – выпускает инженеров 14-ти направлений. Привыкли студенты, что, не выезжая за пределы региона, получают превосходное образование, проходят – опять же здесь – защиту дипломных проектов. Однако несмотря на то, что институт в этом году отмечает 60-летие, первый полноценный выпуск инженеров состоялся только в 1993-м году – именно на кафедре «СЖД»!

Произошло это благодаря тому, что нашу инициативу поддержали тогдашний руководитель дороги Александр Довгялло, её главный инженер Владимир Редькин и начальник кадровой службы Алексей Максимов. Они хорошо понимали, что создание кафедры во многом изменит не только жизнь института, но и Забайкальской дороги, на которой в то время ощущалась острейшая нехватка инженеров специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» – так называемых путейцев. С одной стороны, это наиболее массовый отряд инженеров, а с другой – наиболее дефицитный; работают в достаточно сложных условиях и работа не из лёгких – нужно обслуживать, содержать в порядке каждый метр железнодорожного полотна…

Проблема заключалась в том, что мало специалистов возвращались на ЗабЖД после четвёртого-пятого курсов в Хабаровске – три-пять человек из выпуска! Это, конечно же, не решало вопроса даже восстановления естественного оттока работников (например, ухода на пенсию). Прежде всего, речь шла об инженерах среднего уровня – мастерах, бригадирах, начальниках участков.

Привлечение специалистов со стороны – выход, но временный. Потому что не создаёт надёжного фундамента. А кадры, как известно, решают всё. И тогда, и сейчас.

То есть, назрела необходимость организовать полноценную подготовку инженеров со стороны основного работодателя. К тому же и в институте появились для этого определённые предпосылки.

– Наверное, опять же в кадрах?

– Именно так. Для создания кафедры нужны были преподаватели с научными степенями. Как раз на тот период у вуза было уже несколько выпускников аспирантуры (и я в том числе). Этого вопроса касалось и письмо главного инженера в Департамент учебных заведений (храним его до сих пор), датированное 1989-м годом.

«Рычаг» под воздействием многих факторов повернулся, и Хабаровский институт инженеров путей сообщения издал приказ о подготовке в Чите студентов четвёртого курса, выделил ставки доцентов, чтобы можно было сформировать кадровый состав. Была создана кафедра.

В 1991 году мы подготовили четвёртый курс. В 92-м уже – пятый. Так сказать, «пробные шары». В 1993 году впервые выпускники защитили и получили дипломы в Забайкалье.

– Железнодорожники не только поддержали создание кафедры, но и, в буквальном смысле, встали за неё?

– Не просто железнодорожники, а самые опытные работники магистрали. Лекции читал руководящий состав дороги – главный инженер, начальники служб, руководители дорожного конструкторского бюро! Большую помощь оказали коллеги из Хабаровска.

– Кафедру-именинницу в институте с уважением называют «самодельной». За что?

– Когда основной состав сформировался, началась работа – тоже кропотливая напряжённая – по формированию коллектива из наших же выпускников – молодых перспективных учёных. Что-то «ушло в песок», но те, что остались, на сегодня являются костяком кафедры – доценты Владимир Линейцев, Константин Кирпичников, Константин Ворончихин, старшие преподаватели Сергей Афанасенко, Евгений Непомнящих.

Гордимся, что рядом с молодёжью, давая ей фору, трудится наш замечательный профессор – Зинаида Николаевна Киселёва, которая учила меня самого, и – даст Бог – будет учить геоморфологии моих внуков!

– Помимо всех прочих заслуг, в кадровом отношении кафедра стала «родительницей» других – «Безопасности жизнедеятельности и инженерной защиты окружающей среды», «Прикладной механики и инженерной графики»…

– На первых порах выпускающая специальность в институте была только у нас, и кафедра считалась привилегированной. Это же налагало дополнительную ответственность: все дисциплины, которые велись для студентов, были сосредоточены на нашей кафедре. Преподавательский состав доходил до 30 человек. Читалось всё – водоснабжение, гидравлика, экология, охрана труда… К 2007 году кадровый состав института сильно увеличился, появилось много преподавателей, защитивших научные степени. Но для сравнения – в год создания кафедры в 1991 году из восьми штатных преподавателей шесть были кандидатами наук. И это притом, что в институте было всего 47 преподавателей и девять кандидатов наук.

После нас, через три-четыре года, по пути создания выпускающей кафедры пошли движенцы. Потом – экономисты, бухгалтеры. Ещё какое-то время спустя – кафедры «Электроснабжение», «Подвижной состав»… Сегодня все специальности имеют полный цикл подготовки.

– Одна из самых ярких страниц 25-летней истории кафедры – создание на её базе в 2006 году проектно-технологического бюро «ЗабИЖТТрансПроект».

– Заканчивалась реконструкция участка Карымская – Забайкальск. И возглавлявший дирекцию по ремонту пути ЗабЖД Сергей Косенок (наш выпускник, между прочим), предложил нам поучаствовать в инженерных изысканиях. Мы, в общем, и до того «не отсиживались на насыпи» – старались принять участие в чём только можно по части практики. Но вот так полноценно включиться в масштабный проект реконструкции (нам поручили подготовить чертежи для исполнительной документации), конечно, не удавалось.

На заработанные деньги сделали капитальный ремонт кабинетов, купили мебель, компьютеры, видеопроектор, экраны… Но главное – это был великолепный опыт, столь необходимый на старте.

В штате НТБ бюро были все 30 преподавателей кафедры, плюс – мы привлекали до 40 студентов, и их отношение к учебному процессу при таком «проектном» методе обучения разительно отличалось от того, что даёт одно лишь теоретическое образование. Ребята ездили в полевые экспедиции, девчата выполняли камеральные работы. Студенты сами встречались с заказчиками, готовили документацию, сдавали объекты. Представляете, какими ценными специалистами они становились ещё даже не покинув стен института!

Из самых славных дел за плечами – съёмки Южного хода Забайкальской железной дороги после реконструкции, изыскания трассы новой железной дороги Нарын – Лугокан на участке от Газ-Завода до Кактолги, где у нас была большая изыскательская партия… Проводили изыскания по Быстринскому ГОКу, Бугдаинскому. В итоге был накоплен колоссальный опыт.

Приходите к нам на День путейца (традиционно проводим в конце апреля). Покажем, на что способны путейцы в интеллектуальных викторинах, на сцене и, конечно же, на укладке железнодорожного полотна.

– Обязательно! Но сначала заглянем на юбилейный концерт. Наверняка соберутся выпускники, сегодняшние студенты. Что пожелаете всем, кто имеет отношение к виновнице торжества – кафедре «Строительство железных дорог»?

Здоровья, оптимизма, новых замечательных свершений. Кафедре – процветания. С юбилеем, друзья!

На фото: На кафедре гордятся, что рядом с молодёжью, давая ей фору, трудится замечательный профессор – Зинаида Николаевна Киселёва!

Елена Сластина

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30