01 апреля 2020 21:10

01 апреля 2020 21:10

фото: Семён Казак

Работы меньше не становится

Содержанием и ремонтом 4 тыс. 405 искусственных сооружений ЗабЖД заняты 403 ремонтника, сведённые в одну дистанцию

Главная и фактически единственная задача коллектива Читинской дистанции инженерных сооружений – это текущее содержание и ремонт не только искусственных сооружений, но и земляного полотна на современном уровне: организационном, техническом и технологическом.
Дистанция инженерных сооружений (ПЧ ИССО) Забайкальской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» ведёт отсчёт своей деятельности с 4 января 2012 года. Именно тогда вновь созданная дистанция инженерных сооружений первой на сети дорог объединила не только мостовые цехи, а также цехи по земляному полотну, но и работников дистанции защитных лесонасаждений.

С той поры главной и фактически единственной задачей работников дистанции стало текущее содержание и ремонт не только искусственных сооружений, но и земляного полотна на современном организационном, техническом и технологическом уровне.

– Наша дистанция состоит из 21 производственного участка разной протяжённости: от 42 км главного хода и 5 км ветки Южного хода (Карымский участок) до 163 км (Шимановский участок), – сказал начальник Читинской ИССО Николай Гарбузюк. – А такие участки, как Борзинский, Забайкальский, Шилкинский, Чернышевск-Забайкальский, Белогорский и Завитинский, наряду с длиной главного хода, соответственно, 135, 77, 137, 116, 84 и 141 км, имеют ветки длиной, соответственно, 85, 222, 35, 125, 109 и 117 км.

На 1 января этого года, по словам Николая Гарбузюка, содержанием и ремонтом 4 тыс. 405 искусственных сооружений дороги эксплуатационной длиной 110 км 382 м занимались 403 ремонтника. Искусственные сооружения на всём протяжении Забайкальской дороги обслуживают 30 мостовых цехов и один тоннельный цех. К сожалению, оснащение цехов средствами механизации и инструментом оставляет желать лучшего. Автотранспорт и средства малой механизации, что были переданы из дистанций пути, предельно изношены и практически не подлежат восстановлению. Поступление же нового оборудования и техники происходит в очень малых объёмах. Не удивительно, что в мостовых цехах не хватает инструментов и материалов.

И это действительно плохо, поскольку в зоне ответственности Забайкальской дирекции инфраструктуры эксплуатируются 347 металлических мостов, 2 тыс. 133 водопропускных трубы и поперечных лотка, 32 пешеходных моста, три автодорожных путепровода, четыре тоннеля, один пешеходный тоннель, 1 тыс. 798 массивных (железобетонных) мостов, 15 каменных и 21 смешанный мост, 11 временных мостов (на подъездных путях) и 40 галерей и других сооружений.

Одно только перечисление объектов, за содержание и ремонт которых отвечает коллектив дистанции, указывает на громадный объём его работы.

Но ситуация осложняется тем обстоятельством, что 1 тыс. 295 сооружений, или 29,4% от их общего количества, являются дефектными. Что делает ЗабЖД потенциально опасной дорогой.

Помимо искусственных сооружений, дистанция обслуживает на полигоне ЗабЖД 3 тыс. 428,5 км земляного полотна: насыпи, выемки, нулевые места, косогорные участки.

И в этом направлении деятельности у работников дистанции есть много нерешённых проблем. Например, протяжённость дефектного и деформирующегося земляного полотна составляет 316,383 км, или 9,2% от эксплуатационной длины железной дороги. Это и завышенная крутизна откосов, и зауженная ширина поверху, сплывы, осадки, водоразмывы, сели. А ещё – скально-обвальные участки. Но и это ещё далеко не полный перечень неприятностей, которые поджидают работников предприятия. Встречаются пучинные и наледные участки. Всё это крайне затрудняет работу сотрудников. И только чувство ответственности и сопричастности к общему делу каждого из них помогают выходить победителями из сложнейших ситуаций. Ведь они отвечают за безопасность и жизнь людей.

Взять одну из главных образующих дефектности земляного полотна – скально-обвальные участки.

– Протяжённость скально-обвальных участков составляет 146 км, – привела пример начальник техотдела дистанции Елена Бородулина. – Это 44,3% от протяжённости всех деформаций и около 4,26% от эксплуатационной длины нашей дороги. В общей сложности на Забайкальской дороге находится 471 такой участок. 30 из них – особо опасные, ещё 346 – опасные, и только 95 участков можно считать неопасными. Содержанием и ремонтом земляного полотна, в том числе и скально-обвальными участками, занимаются 178 монтёров по земляному полотну. Силами этих работников, с привлечением подрядных организаций, ежегодно проводится комплекс профилактических работ по оборке скал и надзору за их состоянием.

Вот и накануне очередной путейской страды обученные альпинисты производили обследование и оборку неустойчивых мест на скально-обвальных участках в районе 6320-го километра дороги, сразу за станцией Тарская, откуда круто вправо уходит в сторону от главного хода Транссиба «маньчжурская» ветка. Этим делом занималась укрупнённая бригада в количестве 16 человек. После выполнения работ на этом участке придёт очередь Шилкинского и Зиловского участков дороги. Всего в дистанции насчитывается 56 обученных альпинистов.

Круглый год работники дистанции занимаются текущим содержанием объектов. Зимой, например, осматривают сооружения. Осмотр скально-обвальных участков проводят с помощью биноклей. При необходимости заменяют мостовой брус и настилы. И ещё, борются с наледями.

С приходом весны, помимо этого, начинают готовиться к пропуску паводковых и ливневых вод. Занимаются выправкой опорных частей мостов, ремонтом габаритных ворот, уборкой снега, очисткой нагорных водоотводных кюветов, вырубкой кустарника и другими работами.

На лето приходится наибольший объём так называемых цементных работ. А также покраска сооружений, ремонт их собственными силами.

– В прошлом году мы впервые собственными силами капитально отремонтировали два металлических моста на Хилокском и Талданском участках, – отметил Николай Гарбузюк. – Причём, во время ремонта заменили мостовой брус плитами безбалластного мостового полотна (БМП). В этом году выполним такую работу ещё на шести мостах. Если срок эксплуатации бруса составляет 10-15 лет, то у плит он значительно дольше – 25-30 лет.

Всего за прошлый год силами подрядной организации ООО «ПромСтройИнжинеринг» капитально отремонтировано пять мостов: один металлический и по два каменных и железобетонных. Это позволило вывести их из разряда дефектных и отменить ограничения скорости по ним.

Ещё больший объём реконструкции выполнен по инвестиционной программе «Восточный полигон». В неё были включены восемь сооружений на полигоне Забайкальской магистрали. Согласно плану, в эксплуатацию сданы пять мостов. Ещё три, на которых сегодня полным ходом ведутся работы, будут сданы в эксплуатацию в этом году.

– По результатам проведённой реконструкции выведено из разряда дефектных четыре сооружения, отменено ограничение скорости на 5866-м км чётного пути на перегоне Хохотуй – Бада, – привёл ещё один пример начальник дистанции. – На станции Уруша построили новый пешеходный мост, демонтировав при этом старый мост.

За 2015 год проведена модернизация пути на 35 участках ЗабЖД. На них находится 396 искусственных сооружений, 28% которых отнесено к разряду дефектных. Сотрудники дистанции совместно с работниками Забайкальской дирекции по ремонту пути сделали многое для оздоровления объектов.

В этом году в рамках программы модернизации дорожной инфраструктуры предстоит поработать на 103 объектах искусственных сооружений и земляного полотна.

В результате реализации запланированных мероприятий и при достаточном выделении денежных средств количество дефектных искусственных сооружений снизится с 1 тыс. 295 до 1 тыс. 255, или на 1,1%. Возможно, кому-то это покажется небольшой прибавкой в деле обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов. Но не зря говорят: «курочка по зёрнышку клюёт». Много лет на Забайкальской дороге не занимались по-настоящему оздоровлением инфраструктуры, и она стала «ахиллесовой пятой» магистрали, в том числе и искусственные сооружения.

– В этом году мы будем сотрудничать с шестью подрядными организациями, которые будут работать на 16 объектах в рамках таких программ, как реконструкция участка Карымская – Забайкальск и ряда станций, а также инвестиционной программы «Восточный полигон», – сказал в заключение Николай Гарбузюк. – Мы ожидаем от них ответственного отношения к порученному делу. Все усилия, и наши, и наших подрядчиков, в конечном счёте должны будут положительно сказаться на текущем содержании, повышении балловой оценки и снижении количества дефектов инженерных сооружений – мостов, тоннелей. То есть, тех объектов, которые напрямую связаны с безопасностью движения по Забайкальскому участку Восточного полигона.

На фото: В ведении работников дистанции инженерных сооружений находится более двух тысяч мостов – железобетонных, металлических, каменных и смешанных.

Николай Гоголь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30