фото: Архив семьи Ковалёвых

Тепловозы – дело семейное

Потомки ветерана Великой Отечественной войны Георгия Ковалёва трудятся в локомотивном хозяйстве

Основатель железнодорожной династии Георгий Никитович Ковалёв ушёл из жизни 20 лет назад. В День Победы его портрет пронесут по главной улице Тынды – Красной Пресне его дети и внуки. Общий трудовой стаж династии Ковалёвых насчитывает 160 лет. На фронт Георгия Никитовича призвали в 1943 году.

– О военных годах отец рассказывал немного. Известно, что он защищал дальневосточные рубежи, был командиром орудия – гаубицы на конной тяге, воевал с японцами, – рассказывает Александр Ковалёв. – После войны он устроился в вагонное депо, а в 1948 году был переведён с Зилово на станцию Борзя Забайкальской железной дороги, где выучился на помощника машиниста тепловоза. Через шесть лет его перевели в локомотивное депо Маргуцек. В этом селе я и родился.

На БАМ Георгий Ковалёв приехал в 1974 году, трудился машинистом путеукладчика на участках Тында – Бамовская и Дипкун – Лопча.

– Мы переехали в Тынду через два года после того, как отец уехал на БАМ, – продолжает Александр Ковалёв. – Мой старший брат Вячеслав тоже работал машинистом в отделении временной эксплуатации, а после сдачи железной дороги в постоянную эксплуатацию продолжил трудиться машинистом «в одно лицо» на станциях Нагорная и Золотинка. В конце 1980-х брат переехал в Иркутскую область. Профессии машиниста он отдал 25 лет.

Александр Георгиевич Ковалёв

Локомотивное хозяйство стало делом жизни и для самого Александра Георгиевича.

– Когда я уходил в армию, в Тынде полным ходом шло строительство. Но в городе ещё не было ни одной девятиэтажки, – вспоминает железнодорожник. – А когда вернулся, обомлел: столица БАМа за два года изменилась неузнаваемо. Выйдя из поезда, решил прогуляться по Красной Пресне. Пока любовался красотами, чуть уши не обморозил. Это был декабрь 1982 года. Сначала я трудился слесарем в локомотивном депо. За шесть лет повысил свой разряд и потом решил пойти по стопам отца и брата. Курсы помощников окончил в 1989‑м, а через два года обкатался на машиниста.
Окончил карьеру машинист 2 класса в 2016 году, проработав на железной дороге 30 лет. Сегодня его дело продолжают сыновья – Егор и Никита. Оба трудятся в эксплуатационном локомотивном депо Тында, в грузовом движении. Здесь же работает их двоюродный брат Роман Глушко. Роман получил хорошее локомотивное образование – сначала окончил техникум, затем Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Отработав два года в грузовом движении, он проявил себя как отличный кадровик и сейчас трудится в депо ведущим специалистом по управлению персоналом.

– Я хорошо помню, как мой дедушка Георгий Никитович брал меня, пятилетнего мальчишку, с собой в поездки. Я был в восторге, – рассказывает Роман Глушко. – Кабина тепловоза меня сильно впечатлила. Дед для меня всегда был самым умным, самым лучшим. Он рассказывал, что был артиллеристом. В жизни он был спокойным и уравновешенным человеком, все его уважали. Когда я его спрашивал: «Как там, на войне?», он отвечал: «Лучше тебе этого не знать. Это страшно!» Когда мне исполнилось лет десять, в поездки меня брал уже мой родной дядя Александр Ковалёв. Это были незабываемые моменты радости. Трёхсекционные мощные тепловозы серии 3ТЭ10М впечатляли до глубины души. А ещё я помню поездку на север, в Беркакит, обеды в столовой дома отдыха локомотивных бригад были особенно вкусны. И, конечно, после окончания 8 класса я решил пойти на специальность «локомотивы». У меня перед глазами был пример очень достойных родственников – деда и дяди, поэтому сомнений не возникало. И я знал, что в локомотивном хозяйстве работают настоящие мужчины.

Студенческие успехи в техникуме помогли Роману поступить в ДВГУПС, где он продолжил очное обучение. В 2001 году выпускник транспортного университета устроился в локомотивное депо Тында на должность освобождённого бригадира цехов ТО-3 и ТР‑1. Успехи Романа в кадровой работе стали основанием для поощрения: он награждён именными часами начальника Дальневосточной железной дороги.

Внуки Георгия Никитовича Ковалёва не собираются сворачивать с выбранного пути и намерены долго трудиться на благо Дальневосточной магистрали.



На фото: Георгий Ковалёв (второй слева) трудился на железнодорожном транспорте 46 лет

На фото: Любовь к локомотивам потомки Георгия Ковалёва унаследовали от своих отца и деда
Вера Григорьева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/