фото: Вера Григорьева

Медаль нашла героя спустя десятилетия

В эксплуатационном локомотивном депо Тында трудятся 23 работника локомотивных бригад, которые в прошлом воевали в горячих точках. Афганистан, Куба, Чечня, Северный Кавказ для них не просто географические названия, а места, где они доблестно выполняли свой воинский долг вдали от родного дома.

Среди тех, кто прошёл Афганистан, – машинист пригородного движения Сергей Лисняк, который уже 34 года водит поезда по БАМу. Он – один из лучших работников депо. Машинист Лисняк был в составе группы, которая в 2011 году вела литерный поезд председателя Государственного комитета обороны Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ира по территории России от границы с КНДР до границы с КНР. Годом ранее он вёл поезд президента Владимира Путина от Белогор¬ска до станции Штурм. 

– В армию меня призвали в 18-летнем возрасте. Сначала попал в шимановский погранотряд, через четыре месяца продолжил службу в Хабаровске  – рассказывает Сергей Андреевич. – Помимо основной воинской профессии наводчика пулемёта, получил ещё и смежные – механика-водителя и сапёра. Из 360 бойцов была сформирована Третья мотоманёвренная десантно-штурмовая группа пограничников, откомандированная для дальнейшего прохождения службы в Пянджский погранотряд. Но оказалось, что городок в Таджикистане лишь промежуточный пункт на пути следования отряда в Демократическую Республику Афганистан.

До недавнего времени фронтовое прошлое машиниста было отмечено медалями «От благодарного афганского народа», «За воинскую доблесть», «20 лет вывода советских войск из Афганистана». Но усилиями руководителя Тындинского отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Андрея Чумака воину-интернационалисту удалось вернуть ещё одну награду – медаль «За боевые заслуги». 

Ею Указом Президиума Верховного Совета СССР наводчик пулемёта ефрейтор Сергей Лисняк удостоен за мужество и героизм, проявленные в бою 21 ноября 1983 года. В наградном листе подвиг описывается так: «При выдвижении на место прорыва мотомеханизированная группа была зажата в засаде. Бронетранспортёр экипажа ефрейтора Лисняка С.А. был выведен из строя (заклинило поворотный механизм башни), не имел возможности вести огонь по позициям боевиков. Чтобы не делать БТР и находящихся в нём солдат лёгкой мишенью для уничтожения душманами, командир приказал экипажу покинуть машину. Наводчик пулемёта ефрейтор Лисняк С.А., имевший опыт вождения БТР, принял самостоятельное решение о выводе машины в безопасное место. Тем самым, своими смелыми и решительными действиями обеспечил сохранение боевой единицы мотомеханизированной группы».

Увы, награда затерялась в архиве и пролежала на пыльных полках целых 35 лет. Андрей Чумак неоднократно обращался в Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации и добился получения официальных документов. По поручению руководителя общественной организации ветеранов Афганистана генерала Бориса Громова в день 30-летия со дня вывода советских войск из Афганистана в торжественной обстановке медаль «За боевые заслуги» Сергею Андреевичу Лисняку была вручена. 


На фото: День защитника Отечества Сергей Лисняк (второй слева) отмечает в компании коллег по депо
Вера Григорьева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/