25 января 2022 23:40

25 января 2022 23:40

фото: музей истории Дальневосточной железной дороги

Разноцветные вагоны отъезжали от перрона

Почему пассажирские вагоны были разноцветными? Что обозначал каждый цвет? Каким было внешнее и внутреннее устройство «доисторических» русских вагонов? Какие полки и сидения предшествовали современным? О том, как развивалось пассажирское сообщение на Дальнем Востоке России в конце XIX – начале ХХ веков, рассказывается в этом историческом очерке.

Нравы пассажиров железной дороги начала XX века точно описал Александр Блок в стихотворении «На железной дороге». Строки 1910 года имеют исторический смысл:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели,
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели.

Цветовая гамма служила для наглядного различия между вагонами разного класса. Синий цвет – I класс, желтый – II класс, зеленый – III класс, серый – IV класс.

Разноцветье и классность пассажирских вагонов отражали социальное и материальное неравенство, характерное для жителей Российской империи. Во второй половине XIX – начале ХХ века россияне могли купить железнодорожный билет в соответствии с их сословной принадлежностью.

Разноцветной змейкой движется состав
Так купейные комфортабельные вагоны I и II класса предназначались для состоятельных господ, выходцев из дворянского сословия, высокопоставленных чиновников или зажиточных купцов. В зеленых вагонах – предшественниках современных плацкартных – ездили небогатые пассажиры: мастеровой народ, мелкие торговцы, студенты из разночинцев, низшие служащие, крестьяне. Серые вагоны IV класса с деревянными сиденьями-лавками внутри, послужившие прототипом пригородных электричек, предназначались для доставки рабочих на заводы и горожан на летние дачи.

В книге «Повседневная жизнь российских железных дорог» (2007) А.Б. Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог подробно описывает внешнее и внутреннее устройство «доисторических» русских вагонов. Так, вагоны-микст (смешанные) с купе I и II класса снаружи тоже красились пополам: например, полвагона синего цвета, полвагона – желтого.

«Совсем один сидел в жарко натопленном первом классе старинного вагона-микст, состоявшего всего из двух отделений, то есть из четырех бархатных диванов с высокими спинками… и четырех таких же бархатных диванчиков возле окна с другой стороны, с проходом между ними и диванами» – такое описание вагона-микст можно встретить у Ивана Бунина в рассказе «Начало».

Карточный домик
Все курсировавшие вагоны того времени выпускались в соответствии с решениями технической комиссии при Департаменте железных дорог. Вплоть до 1946 года (то есть до появления первых цельнометаллических вагонов) все пассажирские вагоны в России, а затем и в СССР, за исключением служебных салон-вагонов типа Полонсо и спальных вагонов Международного общества, были деревянными. Раму вагона делали из дуба или ясеня, основные стойки каркаса кузова – из ясеня или из лиственницы, обшивку потолка, крышу и стены вагона – из сосновых или еловых досок.

Отделка деревом создавала весьма хороший настрой, но, по сути дела, это был карточный домик. При крушении (которые происходили достаточно часто), если оно случалось из-за столкновения поездов на скорости, вагоны в результате соударений иногда вставлялись один в другой – в служебной терминологии такое хладнокровно называлось «телескопированием».

Никакое самое прочное дерево не могло выдержать страшных ударов и спасти людей. Невелика была и долговечность таких конструкций вагонов – дерево рассыхалось, давало трещины, разбухало от влаги. Тем не менее, русский пассажирский вагон на протяжении ста лет был полностью или хотя бы частично деревянным.

Берёзово-чугуный запах
В вагонах предусматривались двусторонний вход и отделения для пассажиров. Двери и окна были оснащены двойным утеплением. Окна на лето оставлялись одинарными, а на зиму делались двойными.

Для освещения вагона использовались свечные фонари и керосиновые лампы-«горелки». Внутри пахло деревом, лаком, копотью свечей или керосиновой гарью, нагретой жестью фонарей и печью. Приметливый И.А. Бунин в «Жизни Арсеньева» писал: «Я долго дивился тому равнодушию, с которым одни из пассажиров пили чай и закусывали, другие спали, третьи, от нечего делать, всё подбрасывали дрова в железную печку, и без того уже докрасна раскаленную, на весь вагон дышавшую пламенем... сидел, и даже наслаждался этим сухим металлическим жаром, его березовым и чугунным запахом...».

Если вагоны III класса (в которых плакали, пели и лузгали семечки) топились обычной печью или нагретым воздухом, то вагоны I и II классов, в которых, как известно по блоковскому стихотворению, молчали, культурно отапливались паром или горячей водой.

Вагон I класса имел два отделения, одно из которых было оборудовано массивными широкими креслами с высокими спинками, а другое – диванами. Во II классе стояли мягкие диваны (скамьи) – на пружинах, с красочной обивкой ярким цветным сукном. Скамьи разделялись подлокотниками. Интересно, что в таких вагонах у пассажира была возможность менять положение спинки сиденья.


Продолжение следует


На фото: Вагоны-веранды IV класса применялись для перевозки пассажиров летом по Амурской железной дороге в начале XX века


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Валерия Буркова, директор Музея истории Дальневосточной железной дороги