26 октября 2021 08:12

26 октября 2021 08:12

фото: музей истории Дальневосточной железной дороги

Державный путь к океану

Когда главный ход магистрали полностью электрифицировали, у Транссиба открылось второе дыхание

В начале текущего лета исполнилось 130 лет с начала строительства Восточного участка Транссиба. Редакция «ДВМ» заканчивает публикацию исторического очерка о создании Великого рельсового пути

>Начало в № 54 – 1 апреля, № 108 – 24 июня, № 112 – 30 июня,
№ 122 – 14 июля, № 126 – 20 июля

Пульс Транссибирской магистрали
В полной мере ощутить экономический эффект от самой длинной в мире железной дороги царскому правительству не довелось. В 1917 году грянула революция, а за ней Гражданская война. Не обошли социальные катаклизмы и Транссиб. Два пролёта Амурского моста были взорваны, и дорога оказалась разорванной на части. Восстановили мост только в середине 1920-х годов. Чтобы избежать таких проблем в будущем, в 1937-1942 годы в атмосфере строжайшей секретности продолжили прокладывать семикилометровый тоннель под Амуром – тогда самый длинный подводный тоннель в мире. До начала 1960-х годов тоннель был законсервирован как стратегический объект, а сегодня эксплуатируется в полном объёме.

9-2.jpg

В годы первой пятилетки к Транссибирской магистрали подключили Туркестано-Сибирскую железную дорогу – знаменитый Турксиб. По ней пошли фрукты и хлопок в Сибирь, а в Среднюю Азию – лес, хлеб и чугун с Урало-Кузнецкого комбината. В 1932–1938 годы на Транссибе завершили укладку второго пути. Вся бывшая однопутная линия подверглась полному переустройству и усилению: была построена автоматическая и полуавтоматическая блокировка с централизацией стрелок и сигналов. А к 2002 году главный ход магистрали полностью электрифицировали – у Транссиба открылось второе дыхание.

9-3.jpg

В начале XXI века Транссибирская магистраль составляет основу международного транспортного маршрута в сообщениях между Европой и Азией. Начинаясь в Японии и Южной Корее, проходя по естественному сухопутному мосту, коим является Транссиб, этот путь продолжается в странах Скандинавии и Центральной Европы.

9-4.jpg

Имеющиеся резервы пропускной способности позволяют организовать ускоренное продвижение поездов с контейнерами по территории России. По сравнению с морскими перевозками сроки доставки контейнеров по транссибирскому маршруту из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Европу меньше на 8-15 суток. На современном этапе Транссиб обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы стать лидером на мировом рынке транзитных перевозок.

9-6.jpg

Значение рельсовой магистрали невозможно переоценить. Транссиб обеспечил утверждение России на Тихом океане, заселение и индустриальное развитие колоссальной территории, целостность страны в годы военных испытаний. Этот великий евразийский проект был блестяще реализован и принёс огромную пользу нашей стране, став непременным условием её целостного существования.

9-5.jpg


На фото: В ожидании прибытия первого поезда на станцию Никольское (ныне Уссурийск). 1894 год

Скорый пассажирский поезд на станции Харбин Китайско-Восточной железной дороги. Начало ХХ века

Инженеры-путейцы на строительстве Великого Сибирского рельсового пути

На перроне станции Хабаровск Уссурийской железной дороги в начале ХХ века

Западный портал Амурского подводного тоннеля

Первая очередь реконструкции мостового перехода через Амур. Середина 1990-х годов


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Gudokru. Подписывайтесь, друзья! 

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».
Валерия Буркова, директор Музея истории Дальневосточной железной дороги