25 ноября 2020 23:08

25 ноября 2020 23:08

фото: Татьяна Щербаченко

Якутский уголь поедет в новый терминал

В рабочем посёлке Ванино Хабаровского края 11 сентября введена в строй первая очередь морского угольного терминала «ВаниноТрансУголь» («ВТУ»). Терминал вместе с запущенными днём ранее первой очередью шахты «Инаглинская» и обогатительной фабрикой «Инаглинская-2» в Нерюнгринском районе Якутии образуют единый производственно-логистический комплекс группы компаний «Колмар» по добыче полезных ископаемых, их переработке, транспортировке и перевалке для дальнейшего экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощности новых производственных объектов увеличат грузооборот Дальневосточной железной дороги на 12 млн тонн угля в год.

Дальневосточная магистраль стала основным партнёром компании, обеспечивающим логистику груза от Нерюнгри до порта в Ванино.

– Такие крупные предприятия, как «ВаниноТрансУголь» позволяют уменьшить оборот вагонов, формировать отправительские маршруты. Для железной дороги это очень выгодно, – отметил приглашённый в качестве почётного гостя на торжественную церемонию запуска объекта начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин. – Сегодня стоит задача добавить вес поезда и взять больше тонн для доставки на Ванино–Советско-Гаванский узел. Это самое загруженное направление.

Как отметила на торжественной церемонии председатель совета директоров ООО «Колмар Груп» Анна Цивилёва, специализированный терминал построен с нуля в 8 километрах от посёлка Ванино, он учитывает все самые современные требования к перевалке пылящих грузов. Этот порт один из самых безопасных в мире и по мощности войдёт в пятёрку крупнейших портов России.

Строительство терминала началось в 2014 году. Стоимость первой очереди составила 42,7 млрд рублей. Около 3,2 млрд из этой суммы – субсидии государства.

– К этому моменту уже отгружены четыре судна и пятое стоит под погрузку, – сказала Анна Цивилёва. – Якутский уголь будет экспортироваться в страны АТР. Крупнейшими партнёрами «КолмарГруп» в этом регионе являются Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань и Индия.

На терминале оборудована станция, предназначенная для погрузки-выгрузки приходящего из Южной Якутии угля. Между ОАО «РЖД» и АО «ВаниноТрансУголь» заключён договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожной станции Дюанка. Пока его длина составляет 22,3 км, а перерабатывающая способность – 14 вагонов в сутки. С начала года выгружено более 3 тыс. вагонов. Первая очередь строительства угольного терминала предполагает ввод в эксплуатацию 16 путей в парках приёма и отправления на станции «ВТУ». Также на станции установлены вагоноразмораживающее устройство вместимостью 18 полувагонов, два вагоноопрокидывателя.

– Сегодня мы с компанией «Колмар» находимся в тестовом режиме. Партнёры тестируют оборудование, мы прорабатываем технологию вывоза угля из Якутии с использованием сервиса «Грузовой экспресс», – отмечает начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Виктор Демьянко. – Эта услуга уже показала свою эффективность при перевозке морепродуктов и леса. Сейчас по специализированному расписанию мы планируем везти уголь из Якутии. Чётко выделенные нитки графика, прибытие груза в срок, возможность планирования подвода поездов в порты – это и качественный сервис, и удобное технологическое решение для железной дороги.

Тестовый режим, в котором сейчас работает терминал, предполагает отладку шероховатостей процесса, поэтому сейчас от Нерюнгри до Ванино ходит один состав в сутки весом 6300 тонн. Но объёмы будут возрастать достаточно быстро, и с вводом второй очереди угольного терминала, запланированной на 2023 год, его мощность с нынешних 12 млн тонн угля в год возрастёт до 24 млн тонн.

На Ванино–Советско-Гаванский узел идёт максимальное количество поездов, что позволило с начала года увеличить грузооборот Дальневосточной магистрали на 5%.

– Продолжается реализация второго этапа программы развития БАМа и Транссиба. Увеличивается инвестиционная программа ОАО «РЖД» на Дальнем Востоке. Мы усиливаем инфраструктуру от Хани до Комсомольска-на-Амуре. Ежегодно укладываем по 200 км новых путей. Обновляется локомотивный парк, 22 новых тепловоза серии 3ТЭ25К2М уже работают на направлении Волочаевка-2 – Ванино. Они водят поезда массой 7100 тонн. За счёт этого мы и получаем прирост, – продолжает Николай Маклыгин. – В районе БАМа формируется большая грузовая база и, учитывая короткое плечо до портов Дальнего Востока, мы видим, какой она даёт эффект. Поэтому думаю, что поэтапно, за счёт развития БАМа и Транссиба и мы будем наращивать доставку грузов в порты Дальнего Востока России.


На фото: Работа морского угольного терминала началась с торжественной церемонии запуска
Татьяна Щербаченко