27 ноября 2020 23:21

27 ноября 2020 23:21

фото: архив Надежды Прокопенковой

Железнодорожники провели онлайн-уроки вместо преподавателей

В Уссурийском подразделении Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций 3 сентября прошёл «День дублёра». Этот уникальный проект, представляющий собой деловую игру, впервые был реализован в прошлом году. Только в этот раз он состоялся в непривычном, дистанционном, формате. Обучающиеся выступали в роли преподавателей и находились за экраном компьютера у себя дома.

– Сегодня тема наставничества, активно продвигаемая в ОАО «РЖД», выходит на новый уровень. Роль куратора не сводится к привычному правилу «делай как я». Наставник – и отличный профессионал, и хороший психолог, обладающий коучинговыми инструментами. Его задача – не только научить стажёра, но и выработать у него желание ставить перед собой высокие цели, достигать их, не бояться решать задачи разного уровня. Проект «День дублёра», который мы запустили в 2019 году, – очень показательный пример. Работа в паре «обучающийся – преподаватель» открывает новые возможности для всех участников, становится эффективной площадкой для развития. И это вновь показал наш проект, – отмечает начальник Уссурийского подразделения Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций Андрей Батраков.

Всего же в день самоуправления преподаватели-дублёры провели 10 занятий.

– Специально ничего нового мы не придумывали. Чтобы примерить на себя роль лектора, ребята брали в работу те предметы, которые стояли в расписании. Мы ставили следующие цели: повышение качества знаний у обучающихся, побуждение их к самостоятельному получению информации, получение опыта работы с аудиторией, развитие ораторских навыков, видение и анализ конечного результата, – рассказывает методист Уссурийского подразделения Надежда Прокопенкова. – Находок во время «Дня дублёра» было много. Например, хороший инструмент в подаче материала предложил преподаватель Роман Крысин: пока дублёр давал теорию по предмету «Устройство и текущее содержание железнодорожного пути», он параллельно онлайн демонстрировал из лаборатории натурные образцы. Таким образом, наглядность делала восприятие информации более эффективным.

Много полезного взяли для себя и педагоги.

– Опыт, конечно, очень интересный. Когда я наблюдал за тем, как подаёт материал для машинистов мой дублёр Андрей Сю, поймал себя на мысли, что он копирует меня, – поделился впечатлениями преподаватель дисциплины «Порядок действий в аварийных и нестандартных ситуациях» Сергей Москаленко. – Это помогло мне посмотреть на себя со стороны, понять, в чём мои сильные стороны, а что надо изменить, доработать, чтобы сделать уроки ещё более интересными.

Как показала практика, ребята, которым представилась возможность стать дублёрами, тщательнее и серьёзнее готовились к занятию. Одним из лучших оказался дебют машиниста эксплуатационного локомотивного депо Ружино Ивана Чигодаева. Он очень точно рассчитал структуру занятия – от работы над темой до проверки домашнего задания и выставления оценок – и чётко уложился в сорокаминутный урок, не упустив ни одной детали.

– Онлайн-формат сложен тем, что у тебя в запасе есть только определённое количество времени, в которое ты должен вместить урок. Поэтому я специально разработал план и чётко его придерживался, – рассказывает Иван Чигодаев. – Вообще, я давно хотел прочувствовать на себе ответственность преподавательской работы, понять, смогу ли сам доходчиво донести знания до своих коллег. И вот выдалась отличная возможность. Тема занятия, которое я вёл, – «ПТЭ, инструкции и безопасность движения», – довольно сложная, «сухая». Я же постарался подать материал для коллег-машинистов «со стороны кабины», для того чтобы он лучше запоминался. Во время занятия волнения не чувствовал. Мне помогала мой наставник Вера Юрьевна Антипова – очень опытный преподаватель. Я обучаюсь в центре у неё уже второй раз: первый раз учился на машиниста, в настоящий момент повышаю классность. Процесс получения знаний на её предметах всегда очень результативный.


На фото: Достижение уссурийцев – активное использование новых технологий как в академическом обучении, так и в формате онлайн
Наталья Кузьмина