12 июля 2020 02:50

12 июля 2020 02:50

фото: Татьяна Щербаченко

Любить историю и вдохновлять других

За годы работы Музей истории Амурского моста стал визитной карточкой и Дальневосточной магистрали, и города Хабаровска. За созданием уникальной экспозиции стоит масштабный труд целой команды специалистов. Многое для музея сделал его первый директор, а правильнее будет сказать, хранитель, Виктор Паршин, в копилку заслуженных наград и званий которого в мае добавилось ещё одно – «Почётный работник Дальневосточной железной дороги». С такой оценкой проделанной работы Виктор Михайлович вышел на заслуженный отдых.

Рядом с дорогой с рождения
Разговор с Виктором Михайловичем состоялся в музее и начался в кабинете директора. Он устроился за своим вполне обычным рабочим столом, а вот журналисту выпала честь расположиться в большом кожаном кресле, некогда стоявшем в приёмной предыдущих руководителей Дальневосточной магистрали.

– Наверное, железная дорога в моей жизни появилась не случайно. Так сложилось, что я и родился в железнодорожной больнице, и первым местом, куда меня принесли, стал двор Хабаровского техникума железнодорожного транспорта, а в те годы – Школы военных техников, – рассказывает Виктор Михайлович. – Родители были связаны с этой школой. Поэтому, когда подошло время определяться с профессией, сомнений не было, решил поступать именно в этот техникум.

Отец нашего героя – участник финских сражений, командир отделения пулемётчиков. Во время Великой Отечественной войны служил в НКВД, сопровождал грузы ленд-лиза. Мама была бригадиром прачечной службы при Школе военных техников. ШВТ в те годы находилась на военном положении, и курсанты жили в общежитиях-казармах, которые стояли прямо во дворе. После войны мама была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

– В техникум поступил на отделение автоматики и телемеханики. Годичную производ¬ственную практику проходил монтёром четвёртого разряда в Хабаровской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Оттуда и первая запись в моей трудовой книжке, – продолжает Виктор Михайлович. – После окончания техникума остался работать лаборантом и поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта – сначала на вечернее отделение, а потом перевёлся на дневное. Во время практики в институте работал на горке станции Хабаровск-2.

Выпускника ХабИИЖТа распределили в строительно-монтажный поезд «Связьрем-15». Сейчас он называется СМП-861, а в те годы был военизированным подразделением, которое строило, ремонтировало, восстанавливало линии связи. Начинал с должности мастера, потом стал прорабом механизированной колонны. Успел поработать на прокладке кабеля диспетчерской централизации на участке от Владивостока до Комсомольска-на-Амуре.

Первые шаги вокруг фермы
Однако более четверти века Виктор Паршин отдал всё же не железнодорожному производству, а подготовке специалистов для отрасли. После СМП он вернулся в техникум преподавателем, потом стал заместителем директора учебного заведения по воспитательной работе, а после и директором.

На железную дорогу вернулся только через 25 лет. Работал в службе технической политики, возглавлял тогда ещё дорожный центр научно-технической информации.

– Когда был руководителем центра, Владимир Антонович Крапивный, главный инженер Дальневосточной железной дороги, предложил заняться ещё одним направлением – созданием музея, – вспоминает Виктор Михайлович. – Подготовительную работу он уже провёл. Доказал необходимость создания музея, сохранения мостовой конструкции, построенной по проекту Лавра Проскурякова. А вот наполнение и содержание этого музея было поручено ДЦНТИ.

После масштабной работы по переброске и установке уникальной фермы на территории будущего музея появилась первая ниточка железнодорожного пути, на которой был установлен первый экспонат железнодорожной техники – паровоз Еа 3255 образца 1944 года.

– По организации самой площадки мне было поручено работать с «Дальгипротрансом», – продолжает Виктор Паршин. – Мы выдавали свои предложения, а проектировщики их корректировали, направляли в правильное русло. Так появилась площадка с ажурным забором, фонарями, своеобразной разбивкой газона, пешеходными дорожками. Это стало достойным обрамлением нашего главного экспоната.

Работа велась до 2009 года, а в 2010-м в эксплуатацию предстояло сдать ещё один объект музея – здание железнодорожного вокзала.

– За его основу взят стиль вяземского вокзала, – рассказывает Виктор Михайлович. – Я тогда впервые увидел технологию строительства деревянных зданий. Мастера – плотники, столяры – работали в Комсомольске-на-Амуре. Там его полностью собрали, потом разобрали, доставили в Хабаровск и снова собрали уже на том месте, где он стоит и сейчас. Это было удивительно.

Настоящее признание
Незаметно разговор перемещается из кабинета директора в зал экспозиции, оба помещения находятся как раз в том самом здании. На ста квадратных метрах собраны знаковые фотографии, документы, небольшие фрагменты, детали, приспособления и устройства, применяемые при строительстве моста в начале ХХ века. Вот труды инженеров, участвовавших в создании «амурского чуда», вот портреты руководителей железной дороги, региона, а рядом – фото строителей моста, запечатлённых во время перекура. С другой стороны выставлен костюм, в котором водолазы спускались на дно Амура, и приспособление, подающее воздух. Виктор Михайлович задерживается у каждого стенда, и разговор о нём самом плавно перетекает в рассказ об экспонатах, о работе, которая с ними связана.

– Наполнение этой экспозиции – большой труд, проделанный директором Музея истории Дальневосточной железной дороги Валерией Бурковой. Руку к этому приложили и ведущий инженер ДЦНТИБ Наталья Долганова, и многие другие люди, неравнодушные к истории Дальневосточной магистрали и её сохранению, – отмечает Виктор Паршин. – Конечно, многое удалось сделать благодаря особому вниманию к развитию музея тогдашних руководителей – Михаила Михайловича Заиченко, Владимира Антоновича Крапивного и сегодняшнего начальника дороги Николая Васильевича Маклыгина. Важную роль в этом деле сыграли мостостроители под руководством Виталия Власовича Лисового.

Виктор Михайлович не устаёт повторять, что благодаря колоссальному и кропотливому труду многих людей Музей истории Амурского моста сегодня получает не просто положительные оценки, а настоящее признание от тех, кто многое повидал и кому есть с чем сравнивать. Это и руководители ведущих структур ОАО «РЖД», и известные журналисты федеральных каналов, и высокопоставленные военные, знающие немало различных интересных технологий, но удивляющиеся тому, как строился Амурский мост. Но самым ценным Виктор Паршин считает отзыв обычного машиниста.

– Как-то к нам на экскурсию приехали молодожёны. Среди гостей был человек в возрасте, как оказалось, машинист. Он был почти глухой. Подошёл ко мне и попросил разрешения подняться в паровоз Еа-3255. Высокий, крепкий, забрался без моей помощи. Я попытался объяснить, что и как внутри, но гость сказал, что сам разберётся, – вспоминает Виктор Михайлович. – Стою, жду, потому что подъём в паровоз достаточно крутой. Но машиниста всё нет и нет. Решил сам подняться, мало ли что… Смотрю, а он плачет. Спрашиваю, что случилось, а он говорит: «Молодость вспомнил». Вот этот случай и эти эмоции я запомнил на всю жизнь.

Виктор Паршин считает, что, если в музее есть то, что есть в других музеях, это неплохо, но если есть экспонаты, которых нет у остальных, – это намного лучше. Он признаётся, что такой соревновательный момент его всегда подстёгивал к поиску необычной ретротехники, реализации задумок, какими бы сложными они ни казались.


На фото: Работа в музее для Виктора Паршина стала любимой, а годы, потраченные на создание уникальной исторической площадки, – самыми интересными
Татьяна Щербаченко