19 января 2021 21:48

19 января 2021 21:48

фото: архив сетевой мерзлотной станции

Продлить жизнь опоре

Тындинский регион Дальневосточной стал площадкой для испытания нового материала

На Дальневосточной железной дороге реализуется один из проектов, внедряемых в рамках работы региональной инновационной площадки. Недавно появились первые данные по результатам опытной эксплуатации участка линии электропередачи 10 кВ, расположенной в границах станции Тунгала (Февральская дистанция электроснабжения), выполненного на железобетонных опорах противопучинными оболочками ОСПТ «Reline».

В прошлом году Дальневосточная магистраль вошла в число пяти пилотных дорог, на которых были открыты первые региональные инновационные площадки по продвижению высокотехнологичных решений, применяемых в деятельности компании. Тогда же и Уральский завод полимерных технологий «Маяк» вышел на Центр инновационного развития ОАО «РЖД», курирующий работу пилотных площадок, с предложением опробовать новый продукт «Оболочка свайная противопучинная «Reline». Проект нашёл поддержку в ООО «Трансэнерго», выступившем в итоге функциональным заказчиком.

– Для проведения испытаний необходимо было выбрать участок модернизации линии электропередачи со сложными инженерно-геологическими условиями, такими как наличие пучинистых грунтов. Этим требованиям соответствовал участок в районе вокзала Тунгала, – говорит заместитель начальника отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики Дальневосточной железной дороги Денис Троцко. – Как показывает практика, опоры, установленные в таких условиях, имеют значительно меньший срок полезного использования и требуют дополнительных затрат на текущее содержание, что в свою очередь влияет на экономику профильных предприятий.

В группу, занимавшуюся подготовкой и ведением работ, вошли представители компании-производителя, Центра инновационного развития, Сетевой мерзлотной станции, Февральской дистанции электроснабжения, а также специалисты службы технической политики. Были разработаны программа и методика проведения испытаний, в соответствии с которыми в октябре 2019 года при модернизации высоковольтной линии установлены 32 опоры, в том числе 14 с противопучинной оболочкой.

Для оценки эффективности инновационного покрытия были организованы режимные наблюдения за вертикальными перемещениями опор.

– В соответствие с утверждённым планом замеры мы выполняем раз в квартал. Последний замер прошёл в марте этого года, следующий предстоит в июле, если пандемия не внесёт в работу свои коррективы, – говорит начальник Сетевой мерзлотной станции Хабаровского РЦДМ Игорь Гаврилов. – Конечно, окончательные выводы делать рано. Мы зафиксировали, что сейчас одновременно происходят два разнонаправленных процесса: осадка опор после монтажа и сезонное пучение. Предполагаем, что за текущий тёплый период осадки опор прекратятся за счёт уплотнения грунтов под нижним торцом опор. В следующий холодный сезон будет происходить только пучение, что позволит сделать объективные выводы об эффективности противопучинных оболочек.

Во время очередных замеров специалисты станции планируют также установить дополнительные грунтовые осадкомерные марки, чтобы проверить фоновое пучение поверхности грунта, которое не нагружено ни опорами, ни другими сооружениями.

Как подчёркивают специалисты, первый этап замеров пройден. Для полноценного подтверждения заявленных качеств противопучинной оболочки мониторинг и замеры будут проводиться в течение трёх лет. Именно этот период заявлен в методике испытаний.

– ОАО «РЖД» взят курс на оптимизацию расходов, – отмечает Денис Троцко. – Применение подобных инновационных разработок позволит использовать средства компании более эффективно.


На фото: В октябре прошлого года на тестовой площадке были установлены 32 опоры, 14 из которых с противопучинной оболочкой
Татьяна Щербаченко