27 января 2021 07:48

27 января 2021 07:48

фото: архив «ДВМ»

Фронтовая дружба сплачивает навсегда

Среди работников локомотивного депо Хабаровск-2 было немало людей, героически сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. В Музее истории депо бережно хранятся воспоминания многих из них. Сегодня мы расскажем о друзьях Фёдоре Ануфриеве и Борисе Люлько, которые отправились на фронт в числе первых.

На работу в Хабаровское паровозное депо 16-летний Фёдор Ануфриев был направлен в 1937 году, после окончания железнодорожного училища. До войны он успел поработать кочегаром, помощником машиниста, а затем сам водил паровозы.

В книге «Моё депо – моя гордость», которая была выпущена в 2006 году, к 70-летию основания локомотивного депо, написано, что он был одним из молодых машинистов, которые, не боясь трудностей, добивались хороших результатов в работе и старались не отставать от опытных машинистов. В свободное время Фёдор занимался в аэроклубе.

О первых фронтовых днях вспоминает его коллега и боевой товарищ Борис Люлько, рассказ которого опубликован в книге: «В начале войны нас, 50 человек, направили в 202-ю военно-воздушную бригаду. Перед отправкой на фронт всех деповских разбросало по разным подразделениям бригады. Но мы с Фёдором Ануфриевым попали вместе в 40 ю гвардейскую дивизию. Первое боевое крещение получили под Москвой. Едва приземлились на парашютах. Помнится, Фёдор за этот бой получил первую награду – медаль «За боевые заслуги».

Бои под Москвой, в которые попали солдаты-дальневосточники, были тяжёлым испытанием. На их направлении наступали три немецкие дивизии. Регулярно шли артобстрелы, волной накатывали танковые атаки с десантом.

Воспоминания Фёдора Петровича также остались на страницах издания: «Как-то только за один день отбили восемь атак. Немцы рвались к Москве, использовали всё, что можно, даже развешивали на деревьях рупоры, чтобы усиливать звук стрельбы пушек. А ночью в перерывах между атаками запускали агитмашину с сообщением: «Ваше сопротивление бесполезно! Наши войска, обойдя ваш участок, уже ведут бои в Москве. Сдавайтесь!»

Но они знали, что враг к Москве не пройдёт, и это зависит от них. Потом Борис и Фёдор воевали под Сталинградом, освобождали Дон, Донбасс. Борис Фёдорович вспоминал: «Наша 40-я дивизия первой ворвалась в Енакиево и с тех пор стала именоваться Енакиевской. Но в этих боях мой друг уже не участвовал, он находился в госпитале, лечил раны. А случилось это так. Нас с Фёдором в одной группе направили на поиск «языка». Недалеко от Миусса мы попали под огонь снайперов. Ануфриева тяжело ранило в ногу. Несколько километров я нёс его на себе».

На фронте Фёдор Петрович был ранен несколько раз. Но самой тяжёлой оказалась рана, полученная в бою под Миуссом, когда с поля боя его вынес Борис Люлько. После госпиталя он хотел вернуться в свою часть, но не удалось. Так и разошлись фронтовые пути друзей.

– После войны они встретились в родном депо и десятки лет проработали вместе на одном локомотиве: Федор Ануфриев – машинистом, а Борис Люлько – помощником. В 1950–60-е годы это была одна из самых знаменитых локомотивных бригад не только в хабаровском депо, но и на всей Дальневосточной железной дороге. Они – инициаторы многих добрых дел и начинаний. Фронтовые друзья вместе ездили на встречи с однополчанами, делили радость и горе, встречали праздники, среди которых самым дорогим был День Победы, – рассказывает директор Музея истории локомотивного депо Хабаровск-2 Александр Затолокин.


На фото: В локомотивном депо чтут память коллег, участвовавших в боях Великой Отечественной
Наталья Киреева