23 февраля 2020 07:28

23 февраля 2020 07:28

фото: архив «ДВМ»

Колея в центре внимания

Работе службы пути помогут исследования дорожного конструкторского бюро

Дорожное конструкторское технологическое бюро Дальневосточной магистрали начало второй этап мониторинга состояния пути. В этом году будет проанализирован такой показатель, как зависимость сверхнормативной интенсивности бокового износа рельсов от сверхнормативной подуклонки рельсов на участках со сложным планом и профилем пути.

По итогам первого этапа служба пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры уже получила соответствующие рекомендации, направленные на более эффективное планирование капитальных ремонтных работ.

Сбор и анализ данных проводит технолог первой категории ДКТБ Маргарита Голубецкая. Первый этап мониторинга, проходивший в 2019 году, предполагал анализ динамики балловой оценки состояния рельсовой колеи, неисправностей рельсовой колеи и показателей фактической поездной нагрузки на путь по дистанциям пути со сложным планом и профилем пути на особо грузонапряжённых направлениях.

– С 2015 по 2019 год ДКТБ совместно с отделом эксплуатации службы пути и дистанциями пути работает над внедрением на дороге «Методики расчёта задания по балловой оценке состояния рельсовой колеи (БОСРК) по показаниям путеизмерительного вагона» по методике ВНИИЖТ, – говорит Маргарита Голубецкая. – Кроме расчёта ежегодного планового задания БОСРК, также проводился мониторинг факторов и условий, влияющих на состояние пути, оцениваемого показателем БОСРК. Динамика поездной нагрузки на путь – один из дополнительных показателей условий работы дистанций пути.

Для мониторинга были выбраны такие грузонапряжённые направления со сложным планом и профилем, как Чита – Хабаровск, Хабаровск – Владивосток, Амурский Залив – Мыс Астафьева чётного главного пути, и 10 обслуживающих их дистанций пути.

Анализ, проведённый Маргаритой Голубецкой, показал, что рост неисправностей рельсовой колеи не связан с ростом поездной нагрузки на путь. Во время мониторинга на участке с более низкой грузонапряжённостью наблюдался рост количества отступлений рельсовой колеи, а на участке с высокой грузонапряжённостью либо вообще нет роста неисправностей, либо рост незначительный.

– Таким образом, скорость восстановления расстройства пути превышает скорость нарастания остаточных деформаций пути от воздействия подвижного состава при росте грузонапряжённости, – объясняет автор исследования. – На основании анализа данных мониторинга зависимости роста БОСРК и неисправностей от различных факторов (участки со сложным планом и профилем пути, сверхнормативная интенсивность бокового износа, дефектность скреплений, просроченность капитальным, средним ремонтом пути и др.) проведено перераспределение величины поправочного коэффициента по дистанциям пути. Этот коэффициент по регионам утверждён начальником службы пути для дальнейшего применения при расчёте норматива БОСРК на 2020 год.

Важной частью работы Маргариты Голубецкой также стала памятка для руководителей среднего звена путевого хозяйства по графической диаграмме КВЛ-П путеизмерительного вагона и величинам отступлений в содержании рельсовой колеи.

– Параметры состояния пути, которые в документации задаются в виде графиков, должны уметь читать не только руководители, но и каждый монтёр пути, – считает Маргарита Голубецкая. – Для расшифровки графиков используется несколько инструкций и приказов. Чтобы облегчить работу путейцам, я собрала все необходимые положения в единой памятке. Главная цель – обучить путейцев правильному чтению графической диаграммы путеизмерительного вагона для более грамотного подхода к устранению выявленных отступлений рельсовой колеи и предупреждения появления новых неисправностей. Надеюсь, что памятка станет полезной шпаргалкой и для работников, которые только начинают свой трудовой путь в путевом хозяйстве.


На фото: Анализ, проведённый Маргаритой Голубецкой, показал, что рост неисправностей рельсовой колеи не связан с ростом поездной нагрузки на путь
Татьяна Щербаченко