28 сентября 2020 19:50

28 сентября 2020 19:50

фото: Татьяна Щербаченко

Дорога длиною в жизнь

Почему участникам Всесоюзной стройки, которые работали в дальневосточной глубинке не приходилось скучать, рассказывают нынешние жители бамовских посёлков

Как долго вы работали на БАМе? Задавать такой вопрос жителям населённых пунктов между Комсомольском-на-Амуре и Тындой бесполезно. Ответят одинаково: всю жизнь. Многие из тех, кто приехал строить Байкало-Амурскую магистраль, не оставили дорогу и после окончания Всесоюзной стройки. Они продолжили жить, работать, создавать семьи в построенных собственноручно городах и посёлках.
45 bam.jpg
  Станция Постышево, а вместе с ней и бамовский посёлок Берёзовый появились на карте России сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого века. Возводили их строители СМП «НовосибирскБАМстрой» и военные 7-го ордена Трудового Красного Знамени Железнодорожной бригады. Сегодня это грузовая станция, на которой можно приобрести пассажирские билеты на поезда пригородного сообщения. На станции также выполняется техническое обслуживание подвижного состава, обязательный технический контроль поездов дальнего следования.

Те, кому довелось проехать в поезде по Восточному участку Байкало-Амурской магистрали, наверняка запомнили необычное здание вокзала станции. Кстати, за его создание группа архитекторов и строителей была удостоена Государственной премии РСФСР.

Учитель начальных классов Лидия Кобзева вместе с мужем приехала на Всесоюзную стройку в 1981 году из Горно-Алтайска. В посёлке Эворон, где трудились строители из Алтайского края, уже работали родители супруга Лидии Ивановны. А после того, как «АлтайБАМ» закончил стройку, Кобзевы присоединились к строителям из Новосибирска, которые шефствовали как раз над посёлком Берёзовый и станцией Постышево.

– Потом и «НовосибирскБАМстрой» закрылся, а мы так и остались здесь. Возвращаться не захотели, потому что и природа уже приглянулась, и погода, – смеётся Лидия Ивановна. – На БАМ приехали двадцатилетними. Сыну тогда уже год был, а потом и дочка здесь родилась.

Вспоминая свою бамовскую молодость, Лидия Ивановна рассказывает, что, несмотря на отдалённость от больших городов и бытовую неустроенность, скучать не приходилось.

– На Новый год лепили снежные фигуры, а вокруг них заливали каток, – продолжает она. – Зимой часто устраивали дворовые чемпионаты по хоккею, а летом – по футболу. Ребятишки всегда с восторгом неслись смотреть, как их папы гоняют шайбу или мяч, и, конечно, всегда горячо болели за отцов, кричали: «Папа, бей! Гол!» Собирались по вечерам, сами организовывали концерты. И самое интересное, что среди молодёжи не было пассивности. Поддерживали любые инициативы.

Всесоюзная стройка подарила стране одну из самых удивительных дорог, а многим её строителям – настоящих друзей. Кобзевы продолжают дружить со своими земляками с Алтая – семьями Кочегановых и Кастаусовых, которые также остались в Берёзовом. Поддерживают связь и с бамовцами, решившими вернуться на родину.
Родной станция Постышево стала и для машиниста крана восстановительного поезда, ветерана труда Валерия Обидина. Его БАМ начался в Февральске в 1979 году.

– Вернулся из армии и решил поехать. Жил недалеко, тем более строить БАМ считалось очень престижной работой, – рассказывает Валерий Алексеевич. – На месте Февральска тогда ещё ничего не было. Работали на «магирусах», отсыпали земляное полотно. Потом строили Хурмули, помогали военным. Если сейчас подумать, то работа была тяжёлая, а тогда казалось, не так уж и сложно – молодые, здоровья было много. И в вагончиках жили с металлическими печками, и морозы до 50 градусов переживали. Работа полностью поглощала, поэтому, наверное, и не замечали всех этих трудностей.

Валерий Алексеевич – продолжатель династии железнодорожников. Его отец проработал в отрасли 47 лет, на железной дороге сегодня трудятся его братья. А у самого Валерия Обидина стаж работы в восстановительном поезде – 39 лет.

Всесоюзная стройка закончилась, но бамовские посёлки продолжают жить и развиваться. Без проблем, конечно, не обходится и сейчас: чувствуются и отток населения, и нехватка кадров. Но бамовцы – люди закалённые. Семьи наших героев не побоялись остаться в дальневосточной глубинке, вырастили детей, у которых уже свои семьи. И молодое поколение Кобзевых и Обидиных продолжает дело родителей – строить и развивать сегодняшний БАМ.


На фото: Лидия Кобзева вместе с супругом поддерживают связь с друзьями бамовской молодости: и с теми, кто остался в Берёзовом, и с теми, кто уехал
Татьяна Щербаченко