23 октября 2020 08:21

23 октября 2020 08:21

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Жуланов

Водородные поезда придут на Сахалин

Сегодня передовые знания и технологии, определяющие будущее, ОАО «РЖД» активно позиционирует внутри компании. Работа идёт в двух направлениях – рационализаторское творчество, в которое вовлекаются коллективы, и научно-техническое сотрудничество в проектах международного уровня. Этой теме была посвящена одна из площадок ВЭФ-2019.

Практика показывает, что научно-технический потенциал и уровень развития экономики прямо пропорциональны в своём изменении. Для государства, стремящегося занять лидирующие позиции в мировом инновационном пространстве, как отмечают эксперты, использование интеллектуальных ресурсов, развитие соответствующей технологической и информационной базы является важнейшей общенациональной задачей.

– Задачу по подъёму Дальнего Востока надо объединить, подключив к ней науку. На полях ВЭФ подписано соглашение губернатора Сахалинской области с Российской академией наук по развитию региона. И мы видим, насколько остров хочет продвинуться в научно-техническом плане, – сказал президент Российской академии наук Александр Сергеев. – Ещё одно соглашение, которое мы инициировали, касается водородной энергетики. Сахалин вышел на проект через интересы РЖД и «Трансмашхолдинга». Поезда с дизельного топлива перешли на водород уже в Германии, Англии, включая пассажирское сообщение. На Сахалине железная дорога не электрифицирована, и водород – хорошая альтернатива.

По словам Александра Сергеева, интерес регионов двигает сотрудничество с наукой вперёд.

– Уже на следующий год запланировано выездное совещание на Сахалине с участием РЖД, – отметил он.

По мнению заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева, тема водородного топлива – это не только тема Сахалина, но в целом Российской Федерации, обладающей огромными возможностями.

– И мы планируем это направление развивать, – уточнил Сергей Кобзев. – За проектом – ближайшее будущее, когда на водород будет переводиться работа железнодорожного транспорта. Ведь сегодня мы говорим не только о развитии железной дороги, но и о развитии всей транспортной системы Дальнего Востока.

«Трансмашхолдинг» в сотрудничестве с Росатомом планируют организовать производство поездов на водородных топливных элементах. В рамках проекта будет организован центр компетенций для тиражирования организационных и технологических решений, отработанных на Сахалине, на другие неэлектрифицированные участки железных дорог, прежде всего на Дальнем Востоке.

Переход на поезда, работающие на водородных топливных элементах, предусматривает создание целой системы, обеспечивающей их эксплуатацию: от производства до транспортировки, хранения и заправки. Проект планируется осуществлять поэтапно, начав с технико-экономического обоснования решений в рамках всего жизненного цикла проекта, проведения комплексных испытаний, подтверждения соответствия требованиям безопасности. По мнению науки, современные поезда на водородных топливных элементах могут успешно конкурировать с дизельными аналогами по скорости, мощности и дальности следования на одной заправке. Всего же сегодня примерно 49% сети ОАО «РЖД» не электрифицировано, и более 6400 локомотивов работают на дизельном топливе.


На фото: Сергей Кобзев уверен, что прорывные технологии и сотрудничество с наукой усилят потенциал российских железных дорог
Наталья Кузьмина