10 декабря 2019 00:59

10 декабря 2019 00:59

фото: архив семьи Верхотуровых

Вспоминается только хорошее

Семью Верхотуровых в Тынде знают многие железнодорожники, ведь они приехали сюда одними из первых

Мой супруг Николай Алексеевич, ныне покойный, всю жизнь трудился токарем. На БАМ он приехал в 1975 году и был командирован на станцию Беленькая в ОВЭ «Бамстройпуть», где точил детали для тепловозов. Я приехала к своему жениху из Забайкалья в 1976 году, как только Колю перевели в Тынду и дали комнату в общежитии. Помолвка наша была ещё в Могоче, а расписались уже в Тынде.
logo DB.jpg
Погодный контраст почувствовался сразу: из Могочи я уехала в туфлях, а в Тынде в это время уже лежал снежок. Поездом добралась до Большого Невера, а дальше на рейсовом автобусе. Столица БАМа была тогда деревянной и одноэтажной, первые кирпичные дома только строились. Помню, как долго шли пешком с автостанции до нашего общежития по улице Бамовской, которое через месяц после моего приезда сгорело дотла.

Зимовать пришлось в вагончике без удобств с привозной водой. Отапливался он калорифером. На месте сгоревшего общежития построили новый барак, в котором мы получили однокомнатную квартиру. Первое время топили дровами, а через год в 11-квартирный щитовой дом подвели отопление. Работать я пошла в котлопункт ОРСа НОД-2. Около года, до первого декрета, трудилась в вагоне-столовой, где питались слесари по ремонту тепловозов. В апреле 1978-го у нас появился первенец – сын Александр. В нашем бараке практически в каждой квартире были маленькие дети, поэтому смех и плач младенцев раздавались постоянно.

3-22.jpg

После закрытия Отделения временной эксплуатации мы с мужем перешли в МПС, я устроилась в группу оперативно-технического учёта локомотивного депо Тында оператором ЭВМ. Кстати, мой супруг трудился с 15 лет и до конца своих дней, его стаж в локомотивном хозяйстве составляет 49 лет. А сейчас династию продолжают наши дети: Александр трудится машинистом грузового движения, а Наталья работает движенцем.

Первые годы мы вручную обрабатывали маршрутные листы, просчитывали, сколько машинист отработал часов, сжёг топлива, привёз груза. По формулам высчитывали техническую скорость. С появлением советских компьютеров ЕС ЭВМ данные с маршрутных листов вбивали в программу, а машина считала и выдавала отчёты. Информацию передавали с помощью телетайпа. На пенсию я ушла из депо в 2003 году.

Первая машина, ЗАЗ красного цвета, у нас появилась в 1980 году. На «запорожце» ездили и в лес, и по городу. А через пять лет приобрели ещё один автомобиль – «Жигули». Тот год, 1985-й, для нашей семьи был очень удачным, помимо «семёрки» у нас появилась благоустроенная квартира в доме новой московской серии с просторной кухней и балконом. Я боялась выходить на балкон и смотреть вниз с девятого этажа. Лифт не работал, всю мебель заносили пешком. Во всех квартирах нашей новостройки по улице Депутатской в те дни праздновали новоселья. Мы приобрели кухонный гарнитур голубого цвета, стенку «Орёл», спальный гарнитур «Соната», диван и кресла.

Оглядываясь на 40 с лишним лет назад, вспоминаю только хорошее, хотя было в жизни много и трудных моментов. Здесь, в Тынде, родились пятеро наших внуков. Всё лето я живу на даче, огород приносит хороший урожай и много положительных эмоций. Своими овощными закрутками угощаю детей и внуков.


На фото: Николай Верхотуров с сыном на новеньком автомобиле «запорожец». 1980 год

 Татьяна Верхотурова (справа) с сыном Александром. 1978 год
Татьяна Верхотурова, Тында

Элемент не найден!