15 июля 2019 20:57
фото: Татьяна Щербаченко

Большой привет с большого БАМа

Пассажиры «Эстафетного» поезда проехали более 1800 км, чтобы вернуться во времена своей комсомольской молодости

Эти шесть дней путешествия по местам бамовской юности первостроителей и тех, кто начинал эксплуатацию новой железнодорожной магистрали, были наполнены ожиданием встреч, теплотой объятий, вереницей воспоминаний, разговорами о настоящем и будущем БАМа. Поезд «Эстафетный» № 905/906 сообщением Хабаровск – Тында – Хабаровск сделал остановки на семи знаковых станциях Восточного участка дороги, на каждой из которых и пассажиров, и жителей станций ждали заслуженные награды, концертная программа, а главное – общение.

Хабаровск провожал пассажиров поезда – ветеранов, а также присоединившихся к ним артистов и журналистов ведущих дальневосточных СМИ отличной погодой и хорошим настроением.

– БАМ – не только аббревиатура, в этих буквах заложено гораздо больше: судьбы, молодость многих из вас, – поприветствовал участников торжественного митинга первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации, руководитель поезда Геннадий Нестерук. – Когда магистраль была практически достроена, железнодорожники подхватили передовые методы, заложенные замечательными строителями, старались их развивать. Поэтому БАМ и сегодня остаётся одной из сильнейших магистралей на сети.

2-12.jpg

Для ведущего специалиста по охране труда Дальневосточной дирекции по ремонту пути Татьяны Максименко эта поездка и вовсе стала подарком ко дню рождения. В 1981 году её и супруга, только что окончивших ХабИИЖТ, отправили по распределению в Ургал, откуда молодых специалистов направили в Февральск, где семья Максименко прожила и проработала 22 года. Бамовцы причастны к возведению многих объектов в посёлке.

Пообщаться с Татьяной Викторовной и её супругом ещё будет возможность. А пока поезд двинулся на встречу с историей, молодостью и магистралью, ставшей главной дорогой в жизни тысяч людей.

Комсомольск-на-Амуре в те бамовские годы стал одним из опорных пунктов стройки. Именно тогда он получил долгожданный и очень нужный мост через Амур, который сегодня занимает почётное место среди достопримечательностей Хабаровского края. Город юности встречал гостей ярким солнцем и приятной утренней прохладой. На вокзале к пассажирам «Эстафетного» присоединились комсомольчане – и ветераны-бамовцы, и представители молодого поколения железнодорожников. Здесь проходило награждение: самые лучшие и заслуженные получили почётные грамоты, благодарности, медали, ценные подарки.

2-13.jpg

Среди пассажиров юбилейного поезда оказались друзья председателя совета ветеранов Комсомольского центра организации работы железнодорожных станций Раисы Соломиной, с которыми она когда-то трудилась.

– На железнодорожном транспорте отработала 40 лет. Прошла путь от стрелочника до помощника начальника отделения. Когда Ургальское отделение присоединили к нашему Комсомольскому, это было отделение временной эксплуатации, и мы составляли технологию работы всех станций этого участка, выезжали на места, рассказывали, как работать, – вспоминает Раиса Соломина. Она держит в руках букет цветов, мы встретились после торжественной церемонии. – Наша молодость и вся жизнь прошли здесь, на БАМе. Всем, кто сегодня работает на магистрали, хотелось бы пожелать успехов. Думаю, наша дорога и дальше будет развиваться.

А вот в Постышево небесная канцелярия не была столь благосклонна к гостям. Как только начался митинг, пошёл дождь. Но капризы природы никого не смогли напугать, все получили заслуженные награды и подарки. Не помешал ливень и артистам, подарившим собравшимся зажигательные номера.

Второй день путешествия закончился на разъезде Уркальту. Здесь 30 июня 1979 года встретились строительные бригады, ведущие укладку железнодорожного пути из Ургала и Берёзового. Дальневосточное кольцо БАМа замкнулось, что позволило открыть рабочее движение поездов от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.

Сумерки подарили гостям разъезда прохладу. И даже мошка и комары не смогли ухудшить настроения бамовцев, выработавших, кажется, за годы юности стойкий иммунитет к насекомым. Пассажиров «Эстафетного» ждали приготовленные шурпа, плов и, конечно, знаменитый бамовский костёр.

2-14.jpg

– Этот праздник организовал Комсомольский регион под руководством заместителя начальника Дальневосточной железной дороги по территориальному управлению Вячеслава Скрипки. Большой вклад внесла Амгуньская дистанция пути, – говорит заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги по Комсомольскому территориальному управлению Андрей Семенец. – Здесь продолжает трудиться немало ветеранов БАМа, у некоторых на железной дороге работают дети и даже внуки.

Разъезд Уркальту и сегодня выполняет роль «серебряного» звена. Участок Уркальту – Талиджак – Герби стал третьим направлением в строительстве новой системы автоблокировки на участке Ургал – Комсомольск-на-Амуре.

– Таких участков в России три: Журавка – Миллерово, Московское центральное транспортное кольцо и Ургал – Комсомольск, – продолжает Андрей Семенец. – На Уркальту планируем запускать автоблокировку во второй половине июля. Закончены все пусконаладочные работы, построены два новых модуля, новые устройства энергоснабжения.

Уже следующим утром поезд «Эстафетный» прибыл в Новый Ургал, который остаётся одним из самых крупных и сложных железнодорожных объектов БАМа. Перрон наполнился возгласами долгожданных встреч, не обошлось, конечно, без слёз и жарких объятий. Среди пассажиров поезда были ветераны, приехавшие из Молдовы, Узбекистана, российских Новосибирска и Краснодара. Но и их пока не хочется отвлекать от бурных воспоминаний о бамовской молодости. О многих из них «Дальневосточная магистраль» расскажет в своих следующих публикациях.

В Новом Ургале оказалось самое большое количество награждаемых, поэтому торжественное собрание прошло во Дворце культуры железнодорожников. К приветствиям и поздравлениям, прозвучавшим от гостей, присоединился глава Верхне¬буреинского района Алексей Маслов.

– Всесоюзная стройка началась в 1974 году, а я родился в 1977-м здесь, на БАМе, и всё моё детство прошло здесь. С первых своих шагов влился в этот ритм жизни, в эту романтику, – вспоминает он. – Мы жили хорошо, потому что тогда у посёлка было бамовское снабжение.

У района отличные отношения с железнодорожниками и по сей день. Алексей Маслов отметил, что ОАО «РЖД» в числе самых постоянных и крупных налогоплательщиков. Более того, ведётся продуктивное сотрудничество и в социальной сфере.

– В этом году железная дорога на развитие социальной инфраструктуры выделила 16 млн рублей, – добавил Алексей Маслов. – Это ремонт детских садов, школ. Плюс
компания вкладывает средства и в свои объекты социального назначения: Дом культуры, детский сад, больницу.

В Февральске пассажиры поезда оценили очень уютный, отлично гармонирующий с елово-сосновой аллей вокзал. А разъезд Мирошниченко в который раз покорил бамовцев не только своей таёжной красотой, но и традиционной ухой. Этот уютный, согретый приготовленным с дымком и любовью угощением и теплом костра вечер стал последним перед прибытием поезда в Тынду, где и прошли основные праздничные мероприятия.

Ещё в Хабаровске, приветствуя пассажиров «Эстафетного» поезда, Геннадий Нестерук отметил, что 45 лет – знаменательная дата. Но уже сейчас начинается масштабная работа по подготовке к празднованию 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. На каждой станции руководитель поезда «Эстафетный» приглашал бамовцев на празднование полувекового юбилея.


На фото: Поезд с бамовцами прибыл на станцию Постышево, где и сегодня работают дети и внуки тех, кто строил магистраль

Традицию встречать руководителя поезда хлебом и солью поддержали практически на всех семи станциях

Прежде чем отправиться на торжественное собрание, пассажиры поезда возложили цветы к монументу, посвящённому закладке Нового Ургала

На разъезде Уркальту гости по достоинству оценили приготовленные для них на костре шурпу и плов
Татьяна Щербаченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31