18 июля 2019 18:58
фото: архив «ДВМ»

Путёвка в жизнь для нового тепловоза

В трудных условиях рабочие строили на БАМе новые станции, дороги, мосты и тоннели. Не менее трудная роль отводилась испытателям.

В № 27 за 24 августа 1976 года опубликована заметка «Тепловоз для БАМа». Её автор В. Сысоев рассказывает о том, как учёные и специалисты Ворошиловградского тепловозостроительного завода проверяли новые тепловозы, которые они создали.

«Это был необычный состав: один пассажирский вагон толкали... три тепловоза. Необычен он ещё и потому, что два тепловоза совершенно отличаются от третьего, который знаком любому школьнику. Эти два – серии 2ТЭ116 – появились совсем недавно. Здесь, на Дальневосточной железной дороге, они проходят испытания».

Далее мы узнаём о том, что, проезжая в тоннелях и по высокогорьям, учёные измеряли температуру воздуха и давление в кабинах машиниста и в вагоне, определяли тягово-сцепные характеристики новых тепловозов, анализировали работу дизелей, охлаждающих устройств и дизель-генераторной установки.

Руководитель испытаний локомотива кандидат технических наук Эдуард Бабенко сказал: «Байкало-Амурская магистраль – неповторима». Затем он дал команду: «Через полчаса выезжаем». И порекомендовал корреспонденту, автору заметки, надеть противогаз. В. Сысоев рассказывает читателям, что он увидел, поднявшись в кабину машиниста: «Все на своих местах: машинисты с помощниками – у пульта управления, испытатели – рядом с ними в кабинах и в вагоне. Два «бамовских» тепловоза стали головными состава грузоподъёмностью почти четыре тысячи тонн, а третий пристроился в «хвосте». Машинист-инструктор даёт «добро» на отправление».

Перед тем как поезд тронулся, машинист-испытатель спросил по рации у команды: «Готовы?» Машинисты ответили: «Готовы! Поехали». Автору заметки невольно вспомнилось знаменитое «Поехали!» Юрия Гагарина: «Есть в этих словах что-то похожее, общее, что ли: начало нового. Наше «Поехали» даст путёвку в жизнь новому тепловозу».

Неожиданно вспыхнул свет – поезд вошёл в тоннель. Испытатели сразу приступили к работе: «Перед пультом управления – колбы, пробирки, термометры. В руках инженеров Павла Шишкина и Рафаила Штеренгарца – резиновые камеры, которые заполняются воздухом. Мой сосед, инженер-конструктор Анатолий Спинеев, время от времени надевает противогаз и уходит в дизельное помещение, а через две-три минуты возвращается с записями в журнале».

Через дизельное помещение корреспондент проходит в другую секцию, где встречает Эдуарда Бабенко: «Никогда не думал, что буду день рождения встречать в тоннеле», – говорит он. И я вспомнил, как незадолго до отъезда испытатели пожимали своему руководителю руку и поднесли ему подарок. Теперь в секции «Б» рядом с приборами красуется забавный плюшевый барбос».

Часы, установленные в кабине, отсчитывают время. С начала испытаний прошло два часа. И вновь команда по рации: «Проветрить вагон и кабины». Все сняли запотевшие противогазы, открыли окна. Кабина наполнилась свежим воздухом. Последний рейс завершён. Эдуард Бабенко сообщает: «Результаты испытаний отрадные. Бамовская машина отлично зарекомендовала себя».


На фото: Локомотивы серии 2ТЭ116 – одни из самых распространённых грузовых тепловозов в России
Наталья Киреева