21 июня 2019 02:19
фото: архив семьи Назаренко

Судьба машиниста

Почётный железнодорожник Борис Назаренко верой и правдой служил Дальневосточной магистрали

В семье машиниста Бориса Назаренко сохранилась газетная вырезка с необычной фотографией. На ней изображён паровоз, к которому приделаны крылья. В начале 30-х годов прошлого века говорили о том, что паровоз Назаренко «летает» со скоростью самолёта. Борис Иванович был самым молодым машинистом-орденоносцем на Дальневосточной железной дороге.

Книгу с редкими фотографиями из семейного архива прислала в дар Музею железнодорожного транспорта Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги дочь машиниста Галина Борисовна. Она по крупицам собрала уникальный архив об отце, стоявшем у истоков становления магистрали.

Родился будущий знаменитый машинист во Владивостоке в 1910 году. Родители умерли рано. Начались революционные события, город лихорадило. Они с братом решили в поисках лучшей жизни бежать в Харбин. Путь в далёкую страну был тяжёлым. По дороге, чтобы прокормиться, просили милостыню. А в один из дней мальчишки, услышав приближение конницы, спрятались под мостом. Неожиданно самая ветхая балка обрушилась прямо на Бориса. Красноармеец, спустившийся на стоны ребёнка, взял его с собой в отряд. Так Боря стал воспитанником Красной армии. В 1924 году командование направило его учиться в военное училище в Полтаву. Но служба паренька не привлекала. Годы спустя он вспоминал, как маленьким мальчиком, заслышав стук колёс, нёсся встречать поезда.

– Я был безумно влюблён в эту профессию, в запах шпал, в красоту дальних дорог. Мечтал стать машинистом. Хотел «укрощать» тяжёлые поезда, – говорил он. – Поэтому, проучившись в Полтаве год, сбежал на Дальний Восток.

В Хабаровске его никто не ждал. Снова началась беспризорная жизнь. Чтобы выжить, приходилось продавать сигареты. И всё-таки мальчишка не отступил от цели. В 1927 году он устроился разнорабочим в паровозное депо станции Ин. Спустя год начал работать кочегаром. А в 1934 году стал машинистом.

– День и ночь он не сходил с паровоза. Увеличивал скорость и грузоподъёмность состава за счёт разных новаторских решений, – рассказывает Галина Борисовна. – В 1935 году отец получил знак «Почётный железнодорожник». Из всех наград он дорожил им больше всего, хотя в его послужном списке есть два ордена Трудового Красного Знамени, нагрудный знак «Ударнику Сталинского призыва», именные часы от министра путей сообщения Кагановича и даже боевые медали.

В 1939 году Бориса Назаренко перевели в депо Смоляниново. А весной 1941-го в составе лучших специалистов он был направлен в Таллин помогать железнодорожникам Эстонии. Однако приступить к работе не успел. Прибалтику заняли немцы. Борис Назаренко оказался в гуще событий. Во время Великой Отечественной войны водил паровозы в самые горячие точки. В одном из рейсов вражеские самолёты расстреляли состав. Помощник машиниста был убит. Борис Иванович чудом выжил, получив тяжёлую контузию. После госпиталя снова вернулся в строй. А в 1943 году его направили машинистом на станцию Ружино.

– Отец работал на паровозе Е-629, том самом, в топке которого в 1920 году японские интервенты сожгли революционеров Лазо, Сибирцева и Луцкого, – продолжает Галина Борисовна. – Сегодня паровоз отца стоит на постаменте в Уссурийске. В период с 1946 по 1964 год он работал во Владивостоке. Из поездок часто привозил не гостинцы, а беспризорных детей. Помогал разыскивать их родителей, некоторых устраивал в ПТУ, детские дома. Часто навещал своих подопечных. Он всегда говорил: «Спешите помогать людям!» И это были не просто слова, в них была вся его суть, характер, главное «зерно» его жизни. Отцовский наказ стал девизом нашей семьи. Мы хотим, чтобы Бориса Назаренко помнили и на Дальневосточной железной дороге, которой он служил верой и правдой, не щадя себя.


На фото: Слава о Борисе Назаренко гремела на весь Дальний Восток, в 1938 году о нём даже сняли фильм
Наталья Кузьмина