28 марта 2020 20:25

28 марта 2020 20:25

фото: Наталья Кузьмина

Майский полёт «лебедянки»

Легендарный паровоз в День Победы соединил прошлое и настоящее

Второй год подряд в День Победы Владивосток слышит раскатистый и мощный гудок паровоза. Железный трудяга в этот важный для всех праздник выходит на маршрут с запасного пути моторвагонного депо Первая Речка. И доказывает всем, что он ещё в строю, что не подведёт, как и тогда, в горячих сороковых.

Модель паровоза, принимающего участие в параде Победы во Владивостоке, была разработана в конце войны. Машину ласково называли «лебедянкой» – по фамилии «отца»-конструктора Льва Лебедянского. Именно с этими мощными машинами поднимали экономику разрушенной страны. В 74-ю годовщину Победы локомотив вновь готов к работе. Его задача – доставить ценный «груз», ветеранов, на главную станцию Владивостока на праздник благодарной памяти. 

1-12.jpg

…На маленькой железнодорожной платформе Военное Шоссе, откуда начинается маршрут, паровоз выглядит внушительно. Монументальный размер, колёса с человеческий рост, суровые чёрно-красные цвета. Однако, несмотря на внешнюю мощь, он, словно первоклассник, волнуется перед важным событием. Это чувствуется неуловимо, на уровне космических энергий. Свои эмоции он выражает резким и оглушительным рёвом гудка, рвущим душу на части. Как ни крути, паровоз – самая «живая» из всех существующих на свете машин. 

Он хоть и старичок, но надёжный. Каждый рычаг, звук, настроение говорят о том, что это живой организм, требующий внимания машинистов. Вес паровоза – 170 тонн. Мощность – 2 тысячи лошадиных сил. Полный запас угля в тендере – 18 тонн, и 28 тонн воды. В среднем этого хватает, как говорит бригада, на 100 километров. Но он может преодолеть и больше, если профиль пути будет несложным. 

1-13.jpg

В кабине машины пахнет углём и баней. Это от пара. Топка распахивается, и пламя жарко ударяет в лицо. Уголь в печке должен лежать ровным слоем, объясняют машинисты. Искусство кочегара в том, чтобы в ярко-красном пламени не бегали «мыши» – тени чёрных прогаров. Когда они появляются на огненной подушке, мощность машины падает. 

– Угля кидать не перекидать. Топка паровоза кушает его с аппетитом! – говорит, улыбаясь, помощник машиниста паровоза Константин Юдин. – Условия суровые. Но так воевали наши деды, поэтому и мы не жалуемся.

Сам Константин Владимирович – универсальный машинист, имеющий права управления паровозом, тепловозом и электровозом.

– Я работаю в эксплуатационном локомотивном депо Смоляниново. Моим наставником по паровозному делу был машинист Виктор Иванович Стусенко. Мы возили на паровозах иностранные экскурсии. Я, конечно, волнуюсь перед каждой поездкой. Это огромная ответственность. А ещё долг памяти всем фронтовикам, – продолжает Константин Юдин. – Мой дед тоже воевал. Он служил в Железнодорожных войсках на Втором Украинском фронте. Дошёл до Варшавы. Получив третье ранение, вернулся в Приморье в звании майора. Мы очень гордимся им.

Люди, стоящие на платформе, просят ребят почаще нажимать на рукоятку сигнала, чтобы в который раз «оглохнуть» от рёва гудка и почувствовать щемящий душу восторг. 

Сергей Аристов, как и его помощник, перед первой самостоятельной поездкой в роли машиниста паровоза «Победа» тоже пытается спрятать волнение за улыбкой. 

– Права машиниста на управление паровозом я получил в Курске. Три месяца проходил обучение, потом отправился на практику в Санкт-Петербург, – рассказывает он.

Этими удивительными машинами Сергей «болел» с детства. 

– Я мечтал работать на паровозе, хотя и понимал, насколько моё желание несбыточно. И вдруг судьба подарила такую возможность, – продолжает парень. – Я думаю, мои бабушка и дедушка гордились бы мной. Они работали на железной дороге в Хабаровске. Дед, Василий Бычков, во время Великой Отечественной войны и после Победы водил паровозы. И теперь я по-настоящему понимаю, прочувствовав на себе, насколько это тяжёлый, на грани физических возможностей труд. В нашей же поездке нет разделения на машиниста и помощника-кочегара. Мы работаем как одна команда: поровну делим обязанности и встаём по очереди на лопату. Я уверен, все локомотивщики должны пройти через «школу» паровоза. Он не прощает халатного отношения, ошибок, равнодушия. Это механика, где без человеческих рук не обойтись. И я бы даже сказал, паровоз меняет душу, делая тебя сильнее и лучше. 


На фото: Магистральный грузовой паровоз вновь стал одним из главных героев Дня Победы 

 «Лебедянка» везла платформы, на которых была установлена техника времён Великой Отечественной

 Руководитель Владивостокского региона Андрей Ваулин вручает машинисту паровоза Сергею Аристову маршрутный лист
Наталья Кузьмина