27 февраля 2020 09:15

27 февраля 2020 09:15

фото: Наталья Кузьмина

Грация в оранжевом жилете

Что заставляет женщин выбирать нелёгкую железнодорожную профессию

Лариса Школьникова уже 9 лет работает дежурным на одном из самых грузонапряжённых участков – на железнодорожном переезде, расположенном на остановочной платформе Моргородок во Владивостоке. Здесь с 10-минутным интервалом пролетают составы в порты и обратно, идут пассажирские и пригородные поезда.

Без мешковатой формы и яркого сигнального жилета её абсолютно не узнать. Стройная, подтянутая, в красивом пальто и модной чёрной шляпке, Лариса напоминает, скорее, француженку, далёкую от тяжёлых реалий жизни. Ещё несколько минут, и она, приняв дежурство, начнёт командовать «парадом». И мягкость в голосе сменится стальной уверенностью.

– А ведь я с детства мечтала быть стюардессой, хотела мир посмотреть. Но не сложилось. Несколько лет отработала диспетчером на автотранспортном предприятии, а потом, когда оно развалилось, пришла на железную дорогу, – рассказывает Лариса Анатольевна. 

Это только на первый взгляд кажется, что у дежурного по переезду работа непыльная: выходи себе в эркер и показывай жёлтый или красный флажок проносящимся мимо поездам, закрывай-открывай шлагбаум, регулируя автомобильный поток. На самом деле каждое движение должно быть чётко выверенным и осмысленным. Такая работа требует серьёзного и крайне ответственного отношения, умения не теряться в нестандартных ситуациях. А они, к сожалению, не редкость. То пешеход забредёт на пути, то водитель из-за спешки пытается нарушить правила дорожного движения.

– Был случай, когда пришлось в экстренном порядке включать заградительную сигнализацию и сообщать локомотивной бригаде о том, что на путях застряла машина. Спасибо, люди помогли, вытолкали автомобиль в негабарит, – вспоминает Лариса Анатольевна. – Не все понимают, что система переезда полностью на автоматическом режиме. Как только вагон въезжает на блокучасток, срабатывает звуковое и световое оповещение, опускается шлагбаум, поднимаются закрылки, мешающие машине проехать за опасную черту. Многие думают, что мы управляем переездом по мановению волшебной палочки. Однако, если сегодня и возникают конфликты, они быстро гаснут – поговоришь по-человечески с водителем, доброжелательно объяснишь ситуацию, он успокаивается и терпеливо ждёт, когда откроется движение. 

Сегодня свою первую смену Лариса вспоминает со смехом. 

– Стою на платформе после стажировки, реву, а в голове мысли: «Зачем я здесь? Никогда не смогу понять, как работает сигнализация и что такое габарит пути», – улыбается она. – Целый год адаптировалась. Было очень тяжело. А сейчас чувствую: я на своём месте. У меня отличная работа. Ночами, конечно, сложнее. Сегодня, например, из-за того что тоннель имени Сталина закрыт на ремонт, грузовые поезда на станцию Мыс Чуркин и обратно идут преимущественно в тёмное время суток. Передышки нет совсем. Но между делом мы успеваем и клумбы летом в порядок привести, и зимой снег расчистить. Порядок должен быть во всём.

И, действительно, переезд на Моргородке можно считать эталоном. Но именно здесь, на этом маленьком пятачке, ты понимаешь: любое место красят именно люди. И если человек работает с душой, он создаёт вокруг себя особую ауру. Поэтому даже водители, считывая общее настроение, приветливо улыбаются Ларисе.

– Муж не ревнует? – спрашиваю её.

– Нет. Он спокойно относится к моей работе, – отвечает она. – Просто я такой человек – открытый и позитивный. Поэтому люди ко мне тянутся, а работа не кажется тяжёлой. 


На фото: Лариса Школьникова мечтала о небе, но жизнь крепко связала её с поездами
Наталья Кузьмина