22 февраля 2019 21:53
фото: Наталья Кузьмина

Работа как искусство

Лучшим по профессии стала электромеханик тяговой подстанции Находка Ирина Чернякова

В привязанности к месту, людям, профессии проявляется характер и индивидуальность человека. Следуя этой логике, Ирина Чернякова – очень верный человек. Электромехаником тяговой подстанции Находка она работает уже 25 лет. А недавно наша героиня подтвердила свой статус, победив в дорожном конкурсе проф¬мастерства.

В самом начале своего пути Ирина Николаевна не знала, что её жизнь будет строиться вокруг одной профессии. Оглядываясь назад, с ностальгией вспоминает беззаботное время, когда по примеру двоюродной сестры решила поступить в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта. Специальность выбрала многообещающую – энергоснабжение. Учёба давалась на удивление легко – с математикой и физикой она дружила с детства. 

– А вот электрические схемы по-настоящему поняла только на практике, впрочем, как и суть профессии, – улыбается она. – В 1993 году получила распределение на тяговую подстанцию Находка. И оглянуться не успела, как четверть века прошло…

Адаптацию Ирина проходила при поддержке старших коллег. Спустя годы, став наставником, поняла, какую огромную ответственность налагает эта роль. Нужно не просто научить новичка азам, а заставить его поверить в себя, дать шанс раскрыться. Сама Ирина Николаевна свой опыт строила, как и все, по кирпичику складывая ежедневную практику в прочный фундамент знаний и навыков. Нестандартные ситуации, как зеркало, отражали её готовность к работе. Однажды случилось серьёзное ЧП: тяговая подстанция Находка встала. Для энергетиков это страшный сон, пережить который наяву они боятся больше всего, понимая, какие за этим стоят последствия. 

– Ночью в мою смену произошло отключение сразу двух вводов электроэнергии, включая резервный. Напряжение упало. Действовать пришлось в кромешной темноте. Связь отсутствовала, тишина давила психологически, – рассказывает Ирина Николаевна. – Меня подбадривал диспетчер, он руководил процессом на расстоянии. Для того чтобы не остановить Транссиб, мы запитали контактную сеть через соседние тяговые подстанции. В таком экстремальном режиме, пока не ликвидировали последствия обрывов, работали больше суток. График движения поездов нарушен не был. 

Находкинское направление сегодня максимально загружено, поезда стремятся в порты. Из-за сложного плана и профиля пути на участке хватает барьерных мест: затяжные подъёмы и повороты ограничивают весовую норму грузовых составов от Смоляниново до Находки. Поэтому здесь используются помощники – локомотивы подталкивания. От энергетиков зависит, насколько точно будет соблюдаться интервал движения. И главную роль в этом играют именно тяговые подстанции и, конечно, специалисты, которые их обслуживают. 

– Тяговая подстанция Находка была построена в 1960-х годах под движение с максимальной весовой нормой 3500 тонн. Сегодня эта цифра – 6300 тонн. В 2011 году у нас прошла реконструкция, на участке была заменена контактная сеть, обновилось оборудование СЦБ. Работать стало полегче. А раньше и дня не проходило без отключений, – говорит Ирина Николаевна. – Однако, несмотря на все трудности и колоссальную ответственность, работу свою я очень люблю. Могу на слух определить, как ведёт себя ток. У меня к нему уважительное отношение, инстинкт самосохранения заставляет держать дистанцию и продумывать каждый свой шаг. Но это и для жизни, я считаю, хорошее качество. Вне работы я вполне земная женщина. Мне нравится проводить время на даче, выращивать цветы. Поэтому с нетерпением жду весну… 


На фото: Заместитель начальника Дальневосточной дирекции по энергообеспечению Владимир Журавлёв поздравил Ирину Чернякову с победой
Наталья Кузьмина