22 февраля 2019 22:17
фото: архив «ДВМ»

Сделать не просто в срок, но и отлично

В 1976 году закончилось строительство участка Бам – Тында, и он был введён в строй. Об этом писала газета «Дальневосточная магистраль».

В № 56 за 6 ноября 1976 года опубликована заметка «Маршрутами БАМа». В ней автор К. Сыркин знакомит читателей с главным специалистом отдела изысканий филиала Желдорпроекта Сергеем Истоминым. «С фотографий, которые разложил специалист на своём рабочем столе, смотрит на нас живописная, но суровая природа БАМа. И хотя снимки сделаны в июле, совершенно ясно, что на них запечатлён Север: щетинистая гряда сопок, неуютные таёжные мари. Их пересекает убегающая в зыбкую даль колея железной дороги».

На другой фотографии изображены участники экспедиции в кузове машины «ГАЗ-56». Здесь же палатки, бочки с горючим, инструменты и самый разный бытовой и кухонный инвентарь. Три года на новой магистрали строился участок Тында – Бам. Сейчас он введён в строй. Автор добавляет: «Не за горами тот день, когда вырастут на всём его протяжении красивые здания станций, поднимутся новые дома на разъезде».

В заметку включены и воспоминания Сергея Истомина, который был участником экспедиции: «Нас подгоняли надвигающиеся холода. Зима в этих местах наступает быстро. В конце июля стали появляться по утрам её вестники: водоёмы покрывались тонким ледком. Пришлось из железных бочек сооружать самодельные печки, отапливать палатки».

Сергей Истомин рассказывает о посёлке Янкан, который местные жители называли Постоянный: «Дело в том, что здесь уже построены капитальные здания. Отсюда и название. Там пролегал наш путь, длина его – 179 километров. Наша машина двигалась по автодороге вдоль трассы. Восемь объектов, где мы работали, – столько же было разбито лагерей. Место для них надо было тщательно выбрать: чтобы вода была близко, чтобы продувалось оно ветрами, ведь край этот – «комариный». Да и чтобы на работу ходить было недалеко».

Особенно поразил железнодорожника колоссальный объём работ, который был выполнен: «Красивые мосты, перекинутые через речки. Железобетонные – побеленные известью, металлические – покрашенные суриком. И весь этот участок «стройки века» на фоне тайги производит впечатление чего-то большого, грандиозного и запоминается надолго. Невольно испытываешь чувство гордости за людей, строивших эту дорогу, которые ушли сейчас на другие участки магистрали».

Поставленная перед участниками экспедиции задача была выполнена. В Хабаровск они вернулись на месяц раньше срока. Правда, работали, не считаясь со временем. В подтверждение к этому «График сдачи объектов БАМа», который висел на одной из стен Желдорпроекта. Срок сдачи первого объекта – 20 октября. Последнего, восьмого по счёту, – 31 декабря. 

При этом удивляет самоотверженность людей, строивших БАМ. Вот что говорит Сергей Истомин о своём труде: «Для нас эта работа почётная. Хочется сделать её не просто в срок, но и отлично. Поэтому работаем с большим чувством ответственности. И, конечно, с большим желанием».


На фото: Строительство моста на Восточном участке БАМа
Наталья Киреева