27 января 2021 06:45

27 января 2021 06:45

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив «ДВМ»

Профиль пути диктует правила

На Дальневосточной железной дороге продолжается планомерная реализация «бережливых» проектов. Одним из приоритетных направлений является внедрение технических средств и технологий в системе «колесо–рельс». Новый проект, представленный Центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, может принести экономический эффект в размере 2,5 млн рублей.

– Такая технология оказалась применима на участке Амурский Залив – Партизанск – Находка-Восточная – Мыс Астафьева, – рассказал главный инженер Дальневосточной железной дороги Алексей Хворостов. – Благодаря увеличению плеча обслуживания вагона-лубрикатора удалось исключить работу одного локомотива-рельсосмазывателя, повысить качество лубрикации пары трения «колесо–рельс» и увеличить ресурс бандажа. 

Как отмечают в Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, на этом участке раньше работал локомотив-рельсосмазыватель ВЛ60пк № 2463 (выпущен в 1965 году) с устаревшим рельсосмазывающим оборудованием, произведённым в начале 1990-х годов. Что не всегда обеспечивало качественное нанесение смазочного материала на рельсы и, как следствие, приводило к нарушению технологии лубрикации на перевальном участке. 

Технология, разработанная Дорожным конструкторско-технологическим бюро при активном участии Центра управления перевозками Восточного полигона и эксплуатационного локомотивного депо Партизанск, была реализована в июле прошлого года на сложных перевальных участках находкинского направления. Она позволила уменьшить эксплуатационные расходы дирекции тяги, направленные на снижение взаимодействия колёсной пары и рельсов, оптимизировать нитки в графике движения поездов и улучшить качество нанесения рельсовой смазки с использованием вагона-рельсосмазывателя.

Таким образом, согласно новой технологии, произошла замена локомотива-рельсосмазывателя ВЛ60пк № 2463 на вагон-рельсосмазыватель с электровозом Э5К002, использующим режим рекуперации электрической энергии, а также увеличилось «плечо» обслуживания. И сегодня для эффективной работы вагона на маршруте обслуживания Амурский Залив – Партизанск – Находка-Восточная – Мыс Астафьева, как отмечают авторы проекта, важна слаженная работа диспетчерского аппарата ДЦУП и локомотивной бригады ТЧЭ-14 электровоза сопровождения. 

Напомним, сегодня для снижения износов деталей в зоне контакта «колесо–рельс» Дальневосточная железная дорога располагает вагонами-рельсосмазывателями (ВРС) как серийными производства ЗАО «Фирма «ТВЕМА», так и изготовленными по оригинальному проекту Дорожного конструкторско-технологического бюро. Всего же в границах дороги в эксплуатации находятся 14 вагонов-рельсосмазывателей. Проблема бокового износа «колесо–рельс» всегда стояла остро. Более 40% от развёрнутой длины главных путей Дальневосточной магистрали являются криволинейными участками. При этом Владивостокский регион – один из самых сложных на сети по плану и профилю пути. Количество кривых радиусом менее 650 м составляет 686,7 км. Поэтому этой технологии здесь уделяется повышенное внимание со стороны предприятий локомотивного и путевого комплексов. 

В свою очередь применение современных технологий лубрикации позволяет снизить обточки колёс подвижного состава, увеличить ресурс бандажа колёсной пары, а также улучшить положение дел в путевом хозяйстве. В частности, применение технических средств лубрикации позволяет снизить эксплуатационные расходы – главным образом на затратах при проведении переукладки и смены рельсов. Эффект даёт уже само распространение вагонной технологии рельсосмазывателя. 

Немаловажно, что вагоны-рельсосмазыватели сегодня курсируют и в составе регулярных пассажирских поездов. Для них не нужна отдельная нитка графика, что весьма актуально в условиях интенсивного движения в направлении портов Дальнего Востока.


На фото: Сегодня вагоны-рельсосмазыватели «ТВЕМА», приписанные к нескольким дорогам, обеспечивают лубрикацию рельсов на участках Транссиба от Новосибирска до Владивостока
Наталья Кузьмина