26 января 2021 06:33

26 января 2021 06:33

фото: Дмитрий Зелинский

Хотелось трудностей

Один из лучших наставников Сахалина стала почётным железнодорожником

Ведущий технолог технологической группы Сахалинского центра организации работы железнодорожных станций Светлана Шилкина воспитала сотни движенцев. Своих учеников она называет «птенцами». Многие их них разлетелись по всей России, но и на Сахалине осело немало. Возвращаются «птенцы» редко, тем более с наградами для наставника.

В январе на родную островную магистраль приехал главный инженер Дальневосточной дирекции управления движением Алексей Ромашин. Здесь его многие помнят, ставят в пример молодым специалистам: простой парень из Холмска начинал с самых низов, а теперь – среди руководителей дирекции. Он – один из стажёров Светланы Шилкиной. В таком успехе нет ничего удивительного, считает наставник, ведь то, как высоко поднимется человек по карьерной лестнице, зависит только от его личных качеств. Это правило относится и к самой Светлане Ивановне. Если бы не её сильный характер, не было бы на Сахалине такого наставника.

– В 15 лет я поступила в Куйбышевский техникум железнодорожного транспорта. Тогда ещё существовала система распределения. Меня должны были направить работать на Куйбышевскую железную дорогу, но я потребовала распределения на Сахалин. Хотела трудностей, – вспоминает наша героиня. 

Хотела – получила. К распределению этой выпускницы подключилось Министерство путей сообщения. В итоге её первым местом работы стала станция Холмск, где она в 1991 году вступила в должность оператора поста электрической централизации (ЭЦ).

Потом работала дежурным поста ЭЦ, дежурным по станции, заместителем начальника станции по технической работе. В общей сложности более 19 лет. В 2010 году переехала в Южно-Сахалинск – пригласили на должность главного инженера главной станции островной магистрали. Сегодня она плотно занимается вопросами охраны труда. Обеспечение безопасности движения поездов лично для неё всегда было приоритетом. Вопрос сложный и очень ответственный, но Светлана Ивановна не отступает.

Если стажёр не поймёт сразу, что безопасность всегда должна быть на первом месте, хорошего специалиста из него не получится, уверена она. Среди молодых специалистов таких примерно 3%. Научить такого человека невозможно. По большому счёту – это профнепригодность.

Как говорит Светлана Шилкина, каждый человек – это отдельная вселенная. И от того, войдут ли в сопряжение вселенные наставника и стажёра, зависит, какой специалист получится. Чтобы стать ещё более эффективным наставником, она окончила курсы по психологии.

По статистике, больше всего нарушений совершают специалисты со стажем от года до трёх лет. Их Светлана Ивановна называет «желторотиками». По её опыту, они ещё просто не научились бояться и на них ещё может повлиять наставник. Ещё одна опасная категория – опытные работники, имеющие за плечами десятки лет стажа, но забывшие, чем могут закончиться нарушения.

– Безопасность для меня всегда стоит на первом месте, – говорит она. – Я люблю работать с людьми, люблю людей. То, чем я сейчас занимаюсь, мне очень нравится. И моё главное достижение на сегодняшний момент – это всё-таки моя профессия и опыт.

Ещё в начале 2000-х на курсах по психологии Светлана Ивановна узнала понятие «конгруэнтность». Если коротко, это целостность и самосогласованность личности. Для нашей героини достижение конгруэнтности стало личной целью. Ей хочется быть равно успешной и на работе, и в семье, и в общественной жизни. Идеального баланса в этой триаде добиться непросто. Но она и не ждёт, что будет легко, ведь сама сделала выбор на последнем курсе техникума. Хотела трудностей – нашла.


На фото: Алексей Ромашин вручил своему бывшему наставнику Светлане Шилкиной знак «Почётный железнодорожник»
Екатерина Крюкова