23 марта 2019 07:29
фото: Максим Каленник

Ночной экзамен

Как железнодорожники готовят новые электропоезда к запуску на линию

В ближайшее время на пригородные маршруты Приморья выйдут два современных электропоезда серии ЭП3Д. И хотя «новички» совсем недавно выпущены на Демиховском машиностроительном заводе, их состояние перед работой проверяют тщательно, как в больнице. Ночная обкатка стала для электричек финальным испытанием.

Стрелки часов подкрадываются к полуночи. Экипаж одной из новых электричек, пришедших в депо Первая Речка, во главе с машинистом 1 класса Ильёй Жуковым давно готов отправиться в путь. Но «добро» диспетчер не даёт – станция Первая Речка занята – усиленно пропускает грузовые поезда, поэтому вклиниться в график сложно. Так и стоим в депо. Между тем работа в вагонах нового электропоезда кипит: нараспашку открыты щитки, обычно спрятанные от глаз пассажиров, маленькие и большие люки. Вид внутренностей поезда, состоящих из множества разноцветных проводков, кнопок, рычагов, делает его беззащитным. 

– Поезд – это живой организм, у каждого свой набор «болячек». Иногда приходится здорово поломать голову, пока дойдёшь до истинной причины той или иной проблемы, – рассказывает наладчик Демиховского машиностроительного завода Дмитрий Мусин. – Мы сопровождаем каждую новую электричку, чтобы убедиться в целостности и полной комплектации машины, проверить её работоспособность. До экспериментальной поездки этого поезда, а по регламенту он должен пройти без замечаний 300 км, мы две недели занимались устранением неполадок. На заводе нет возможности обкатать машину, между тем полноценно проверить электропоезд можно только в пути. Поэтому и путешествуем вместе с электричками по всей стране. 

Наконец, наш электропоезд начал медленно набирать ход. А в вагонах вновь возникла рабочая суета. Старший мастер участка ремонта Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава Евгений Дюндик объясняет: 

– Маршрут первой испытательной поездки – от станции Первая Речка до Кипарисово и обратно. Наша задача – проверка работоспособности всех узлов и агрегатов для дальнейшей оперативной ликвидации сбоев в программном обеспечении. Это естественный процесс для любого электропоезда, которому предстоит выйти на линию. Например, эту электричку планируется закрепить за партизанским направлением. Сложный рельеф не влияет на её самочувствие, но финальную обкатку на этом маршруте машина обязательно пройдёт. 

Наш электропоезд до Кипарисово домчался относительно быстро, то стремительно разгоняясь на отдельных участках, то резко тормозя. 

– Для машины важно испытание на предельных скоростях, – говорит машинист Илья Жуков. – Поэтому мы и «провоцируем» её. Сейчас электропоезд показывает себя отлично. Он практически готов к полноценной работе. За 20 лет я поездил на всех моделях электричек. В новых – ЭП3Д – управление полегче, есть климат-контроль. Я обкатывал такой тип электрички одним из первых в депо. И уверенно могу сказать: электропоезд хороший. Некоторые мои коллеги недовольны тем, что боковые стойки мешают обзору. Но, как говорят психологи, зрение у машинистов должно быть прямолинейным. Основное внимание локомотивной бригады должно быть направлено на людей, находящихся на рельсах, на состояние контактного провода, пути. Вид из окна – вторичен. 

Ночью движение на железной дороге очень активное. Наш поезд при приближении встречного состава гасит дальний свет, чтобы прожектор не бил по глазам. Дежурные на станциях периодически отправляют нас на перестой, чтобы пропустить по Транссибу груз, спешащий в порт. В такие паузы начинается неравная борьба со сном. В отличие от нас, экипаж выглядит бодро. 

– Конечно, тяжело ночью работать. И привыкнуть к этому сложно. Есть даже такая шутка: если машинист спит, то помощник машиниста давно спит. А если серьёзно, спасают зелёный чай, концентрация внимания и разговор с напарником, – продолжает Илья Жуков. – С Александром Демченко мы почти два года работаем в паре. У нас общие интересы, взгляды на жизнь, на профессию. Всегда поддерживаем друг друга. 

Наконец, наш электропоезд заканчивает своё путешествие. Тепло, как с давними знакомыми, прощаемся с ребятами, с которыми нас сблизила эта ночь. Электричка вслед нам посылает пронзительный гудок. Проверочный экзамен она выдержала. 


На фото: Машинист Илья Жуков (слева) и его помощник Александр Демченко готовят электропоезд к ответственной поездке
Наталья Кузьмина