20 июля 2019 21:01
фото: Наталья Кузьмина

Полным подземным ходом

Строители вышли на финальный этап реконструкции тоннеля имени Сталина

Уже в мае 2019 года во Владивостоке возобновится движение через тоннель имени Сталина. На участок Вторая Речка – Гайдамак вернётся популярная у жителей Приморья городская электричка, соединяющая центр Владивостока с Мысом Чуркин. Строители тоннеля вышли на завершающий этап работ.

Сегодня в тоннеле чисто и красиво. Вдоль светлых стен убегает вдаль яркая гирлянда фонарей, железнодорожный путь поблёскивает даже в темноте. Вода не бежит по сводам, как это было ещё год назад. Она напоминает о себе только кое-где в лотках. 

Убрать гидростатику (давление воды) из тоннеля удалось благодаря реконструкции дренажной системы – штольни (она тянется с восточной стороны на протяжении 1140 метров) и камер дренажа – с противоположной стороны. 

– Когда мы только начинали, в штольне была грязь по колено. Мы навели порядок, сделали чистый пол, обустроили лоток для отвода воды, – рассказывает руководитель обособленного подразделения ОАО «Мосметрострой» Юрий Прокаев. – Над сводом тоннеля забуривались скважины разной глубины, самая глубокая из них 37 метров. Это помогло максимально отвести поток воды от тоннеля. В некоторых местах натыкались на водяные линзы: вода шла под давлением, не останавливаясь, по двое суток. А раньше она сразу в тоннель попадала. Сейчас здесь наконец-то сухо. При обильных осадках приток воды в тоннеле не увеличивается, только в штольне. Оттуда она поступает в лоток и уходит в речку через южный вход.

В штольне держится постоянная температура – 5–8 градусов. В самом тоннеле прохладно, но, как отмечают строители, вполне комфортно. Зима крепкими морозами приморцев ещё не радовала. Сейчас на объекте в смену задействованы всего 46 человек, а раньше на работу за раз выходило около 200. 

Реконструкция одного из старейших подземных сооружений Приморья потребовала предельной мобилизации не только от строителей, но и от железнодорожников. И это принесло результат. Несмотря на жёсткие условия работы (ремонт на протяжении двух лет идёт в «окна», а максимум грузовой нагрузки приходится на ночь), припортовая станция Мыс Чуркин ставит рекорды по выгрузке. Стабильность работы строится здесь на хорошо отлаженной технологии. За ночь, начиная с 22:00, станция Мыс Чуркин должна принять несколько поездов и затем отправить их обратно на станцию Угольная. На участке действует закольцованный маршрут, время которого рассчитано буквально по минутам.

– Строители приступили к финальному этапу, поэтому время «окон» уменьшилось, а продолжительность движения увеличилась на три часа, – объясняет начальник станции Мыс Чуркин Иван Трошкин. – Сегодня мы завозим на станцию 6 поездов и 5 отправляем. Эта технология в слаженном взаимодействии с ОАО «Владморрыбпорт» позволяет нам работать в рекордном режиме. Ежесуточно станция выгружает 201 вагон, а грузит 71. В мае ждём открытия тоннеля. Это позволит перейти на электротягу, увеличить вес грузового поезда, поднять скорость движения – так что работать станет проще. 

По словам Юрия Прокаева, строителям в тоннеле осталось доделать коммуникации и завершить работы по подключению контактной сети. И только потом будет уложен новый бесстыковой путь. 

– Самое главное, сооружение рабочего слоя отделки завершено на 100%, этот трудоёмкий этап был окончен в сентябре, – отмечает Юрий Прокаев. – По утверждению учёных, капитального ремонта хватит на 25 лет. Однако гарантия на материал – более 50 лет. Владивостокский тоннель – первый объект на сети дорог, где была экспериментально опробована новая технология работ по гидроизоляции. Теперь она будет пущена в тираж.


На фото: Внешний облик порталов тоннеля был полностью восстановлен по архивным фотографиям
Наталья Кузьмина