16 июля 2019 19:21
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Архив Александра Утюшева

Нестандартные решения

Идеи для интересных «бережливых» проектов в Сахалинском регионе подбрасывает жизнь

Жизнь на острове, под натиском постоянно меняющейся капризной погоды постоянно проверяет сахалинцев на прочность. Это заставляет их в сложных ситуациях искать нестандартные решения. Лучшие идеи «бережливых» проектов, например, реализованные в Сахалинской дистанции инфраструктуры, основаны именно на этом.
Образование Сахалинской дистанции инфраструктуры, под крыло которой вошли три дистанции пути, Южно-Сахалинская дистанция СЦБ, эксплуатационное вагонное депо Южно-Сахалинск, специализированная путевая машинная станция по эксплуатации и ремонту путевых машин № 336, а также путевая машинная станция по ремонту пути № 188, изменило внутреннюю жизнь предприятий на всех этапах.
– И теперь к нам в отдел стекаются «бережливые» идеи самой разной направленности. Поэтому приходится учиться, вникать в основы той или иной узкой специализации в режиме реального времени, чтобы грамотно оформить и дать ход полезному предложению, – рассказывает инженер отдела вагонного хозяйства Сахалинской дистанции инфраструктуры Александр Утюшев. – В прошлом году, например, мы представили на конкурс девять проектов, один из них получил заслуженную премию.

Детали своими руками
Автором лучшего проекта стал мастер участка производства Сахалинской дистанции инфраструктуры Роман Щемелев.

pzk_1_2.jpg

– Это очень активный и инициативный человек. Он всегда старается найти такое техническое решение, которое позволяет практически без материальных вложений создать аналог, например, вышедшего из строя агрегата, отвечающего за работу машины, – продолжает Александр Утюшев. – Этот принцип использован в проекте 2017 года «Восстановление рабочего сектора внутреннего кольца ротора-питателя путевой машины МНК-1». Экономический эффект этого предложения составил более 200 тысяч рублей в год.
Из-за того что Сахалин регулярно испытывает трудности с поставками зап¬частей, специалисты, занимающиеся ремонтом крупногабаритной техники, с устойчивой постоянностью проявляют техническую смекалку.
– У нас рационализаторская деятельность бьёт ключом – к этому подталкивает сама жизнь. Техника же должна быть в строю, независимо от каких-либо внешних обстоятельств, – включается в разговор Роман Щемелев. – Суть моего проекта заключается в следующем. Машина для нарезки кюветов (МНК) представляет собой экскаватор с холохупом, внутри которого расположены 8 ковшей. Именно они используются в процессе нарезки кюветов. Из-за постоянного соприкосновения с камнем, грунтом и щебнем плавность вращения кольца периодически расстраивалась. И это в конце концов могло привести к разрушению ротора-питателя и длительному простою техники. Поэтому я предложил изготовить и установить металлическую накладку в форме буквы Т на каждый из секторов внутреннего кольца, а всего секторов – 24. В итоге это позволило сократить затраты предприятия на приобретение новых запчастей и улучшить качество ремонта.
В этом году Роман Щемелев предложил ещё один «бережливый» проект под названием «Оптимизация технологии ремонта и восстановления подбивочного блока путевой машины ВПРС-03С».
– В данном случае инженерное решение заключалось в изготовлении своими силами рабочей «лопатки» – подбойки подбивочного блока ВПРС-03С, – рассказывает Александр Утюшев. – Опять же на поиски выхода из затруднительного положения Романа подтолкнуло отсутствие на предприятии запасных частей и материалов. Нужную по форме деталь он вырезал из списанного старогоднего рельса. И теперь нет необходимости менять весь механизм, когда можно заменить его часть. В итоге экономический эффект от внедрения этого предложения составил более 218 тысяч рублей.

Сэкономили два миллиона
Ещё один проект 2018 года, который заслуживает внимания, инициировали специалисты СЦБ.
– Во время проведения анализа по безопасности движения поездов за 2017 год на подходах к железнодорожной станции Чехов-Сахалинский наши работники предложили установить устройство контроля схода подвижного состава (УКСПС), – рассказал заместитель начальника дистанции сигнализации, централизации и блокировки Максим Лапин. – Оно предназначено для автоматической фиксации схода подвижного состава, а также фиксации волочения деталей и груза, выступающих за нижний габарит.
Для этого работники пути сняли на железнодорожной станции Чехов-Сахалинский рельсошпальную решётку, с помощью экскаватора удалили старый слой балласта, уложили новую рельсошпальную решётку. Организационной рабочей группой Сахалинской дистанции инфраструктуры было принято решение положить под слой балласта и подключить кабель для установки УКСПС. Поскольку в резерве уже был кабель протяжённостью два километра, работники участка СЦБ вместо пяти километров кабеля, протянули три. Затем установили УКСПС, подключили его к резервному кабелю и провели работы по настройке УКСПС. Таким образом предположительный экономический эффект от внедрения предложения составит 2 млн рублей.


На фото: Мастер участка производства Роман Щемелев работает на железной дороге с 2001 года и постоянно предлагает интересные рационализаторские идеи

На фото: Устройство контроля схода подвижного состава, предложенное работниками СЦБ, сегодня курирует подходы к станции Чехов-Сахалинский
Наталья Кузьмина