25 июня 2019 13:42
фото: Наталья Киреева

Последний перегон заправской техники

Коллекция Музея истории Амурского моста в Хабаровске пополнилась уникальным образцом железнодорожной техники. Перед тем как расположиться под главным экспонатом музея – фермой моста, паровозозаправочная машина проделала долгий путь.

Директор музея Виктор Паршин приметил эту машину ещё три года назад на станции Болонь. Тогда в рамках поисковой работы, объезжая базы, на которых в запасе стоит подвижной состав прошлых лет, Виктор Михайлович увидел машину интересной конструкции, стоящую на шести осях (колёсных парах). 

– Когда увидел – поразился. Что-то такое знакомое, но в то же время редко встретишь базу с таким количеством колёс, – рассказывает он. 

Изготовили её в довоенные годы на базе тендеров паровоза ФД («Феликс Дзержинский»), который состоял из двух секций, каждая длиной около 12 метров, высотой почти 5 метров и весом 55 тонн. От предшествующей модели она отличалась большой вместимостью воды: в один тендер входило 44 тонны. 


– Паровозозаправочная специальная машина (ПЗСМ) предназначалась для заправки паровозов горячей водой, что ускоряло процесс растопки и сушки котлов перед консервацией, – рассказывает Виктор Паршин. – Конкретно наш экспонат специализировался на другом. В то время готовились к войне. В случае возникновения экстренной ситуации – радиоактивного излучения, опасного для человека, паровозозаправочная машина должна была обмывать подвижной состав. Вообще таких машин в России осталось всего 4-5 штук. Выработав ресурс, они утилизировались, поэтому многие не дожили до наших дней. Для музея паровозозаправочная машина с шестьюколёсной базой – настоящая находка. 

Чтобы передать редкий образец техники в музей, велись долгие переговоры с руководством базы. Помог начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин. На объезде он увидел паровозозаправочную машину и сразу вспомнил, что коллектив музея не раз обращал его внимание на интересный экспонат. Тогда и было отдано распоряжение об отправке редкой техники в Хабаровск. 

В прошлом году экспонат попал в Комсомольск-на-Амуре. Современные локомотивы дотянули его до города. Стали думать, как отправить ценный груз в Хабаровск. Перевезти частями нельзя – слишком габаритный корпус. Железнодорожники приняли решение прицепить машину к грузовому составу. На небольшой скорости проезжая населённые пункты, останавливаясь на станциях, музейный экспонат, преодолев все препятствия, прибыл в дальневосточную столицу.

Осталось доставить редкую машину на территорию музея. Решили перевезти её частями. В первый день погода была не на стороне рабочих. Шёл дождь со снегом, дул сильный ветер. Но усилиями железнодорожников удалось отвезти экспонат на близлежащую железнодорожную ветку. Здесь демонтировали тележки и автотралом доставили один из тендеров в музей. На второй, уже солнечный день прибыли остальные части паровозозаправочной машины. Экспонат вновь собрали, вернув ему прежний вид.

Активное участие в подготовке, транспортировке и установке экспоната приняли представители специальной службы дороги, базы № 29 на производственном участке станции Болонь Комсомольского территориального управления, работники Дальневосточной дирекции тяги, Дальневосточной дирекции инфраструктуры, сервисного локомотивного депо «Дальневосточное», специалисты восстановительного поезда станции Хабаровск-2. 

Теперь паровозозаправочная машина соседствует с багажным вагоном 1930-х годов. Предстоят работы по обновлению и покраске, которые произойдут, когда установится постоянная плюсовая температура. Уже в начале мая, когда музей откроет свои двери, посетители смогут увидеть новый уникальный экспонат своими глазами.


На фото: Машина предназначалась для обмывки подвижного состава от вредного излучения в период войны
Наталья Киреева