18 июля 2019 00:35
фото: Екатерина Крюкова

Кто преобразил Приамурскую

От «Золотой горы» ветеран отказался ради паровозов, а паровозы вывели его в движенцы

Железная дорога для Владимира Зощука сначала была пыткой, потом спасением, а сейчас уже можно сказать, что она является главным делом жизни. Именно при нём станция Приамурская стала такой, какой мы её знаем: большое двухэтажное здание с чайкой на фасаде, виадук, очень чистые пассажирские платформы. В его семье шутят, что всю жизнь ехали в Хабаровск, но так и не доехали, осели поблизости. Так решил глава семьи.

Первые месяцы жизни наш герой провёл в вагоне. Он родился на Украине в 1930 году. В том же 1930 м его семью репрессировали и отправили на поселение на Дальний Восток. Вместе с грудным ребёнком посадили в грязный вагон без окон. Ехали долго. На станциях поезд останавливался, дверь открывалась и пассажиры, истомившиеся в холодном вагоне, в котором кроме стен, пола и крыши ничего не было, могли увидеть свет и подышать чистым воздухом. Хотя стояли, как правило, ночью. Выйти можно было только по крайней надобности. Для грудного ребёнка поблажек тоже не было. 

– Когда я начинал плакать, мать разжёвывала хлебный мякиш и давала мне, чтобы я молчал, – вспоминает он рассказы родственников. – Нельзя было, чтобы детский плач услышали. 

Их привезли в Амурскую область. Здесь семья и осела. В 1938 году отца сослали на Колыму, мать осталась с четырьмя детьми. Через два года на войну ушёл старший брат, в 1943-м на него пришла похоронка. В 11 лет Вова Зощук работал на прииске «Золотая гора» вместе со взрослыми. Разбивал камни, которые шли на линию, пилил стоки для штольни. Пока на фронтах шли бои, они били породу.

– Я старался, и после войны меня порекомендовали в железнодорожное училище на двухгодичные курсы слесарей по ремонту паровозов. Туда брали всех, даже с одним классом школы. После войны некому было работать на железной дороге. Я ведь из небогатой семьи и понимал, что нужно работать, чтобы жить, поэтому старался, – рассказывает он. – В депо меня заметили и предложили учиться дальше: поступить в Школу военных техников в Чите. Просто так репрессированному туда было не попасть. Меня взяли по рекомендации депо. Сначала учиться было сложно, но я старался.

Потом, так же чудом, он попал в движение. Нап¬равили в Архару. Здесь он нашёл свою судьбу: будущую жену встретил в железнодорожной больнице, где она работала медсестрой. Молодая семья привыкала к кочевому образу жизни. Большая радость была, когда мужа назначили на станцию Волочаевка-2 и у них появился свой огородик.

Жена рассказывает о его путешествиях и назначениях.

– Ну хватит. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Перестань, – машет рукой Владимир Васильевич.

Супруга вспоминает, что, благодаря его хозяйственности, мужа направили на Приамурскую и последние годы он посвятил этой станции. До него здесь стоял вокзал-развалюшка и пассажиры запрыгивали в поезд без платформы. Было стыдно даже перед железнодорожниками. Зощук занял принципиальную позицию: нужно построить новое здание. Подключил депутатский корпус. Только в семье знают, чего ему стоило добиться этой цели, сколько трудностей он преодолел. Сейчас, глядя на новый вокзал, у Владимира Васильевича сердце радуется: какая хорошая станция получилась.

– Я не жалею, что выбрал железную дорогу. В те годы, когда везде было тяжело, здесь была дисциплина и чёткое выполнение инструкций. Всё за счёт этого и держалось, – уверен он.


На фото: Сегодня станцией Приамурская руководит Иван Дементьев (справа). Его предшественник Владимир Зощук знает, что на станции он всегда почётный гость
Екатерина Крюкова