17 ноября 2019 08:23
17 ноября 2019 08:23
фото: Георгий Куниловский

Износ дефектоскопов становится проблемой

Дефектоскописты Комсомольской дистанции пути не нарадуются своему последнему приобретению – ультразвуковому дефектоскопу РДМ-23. Только, к сожалению, к ним поступило всего одно такое устройство, чего явно недостаточно. С этого и начался разговор с работниками дистанции о проблемах, связанных с износом средств диагностики.

Дефектоскоп РДМ-23 по многим параметрам превосходит своего предшественника – РДМ-22. У него больше так называемых каналов прозвучивания, ультразвукового обнаружения дефектов. С его помощью можно не только точнее определять дефекты на рельсах, но и выполнять выборочный ручной контроль сварных стыков. Важнейшее преимущество РДМ-23 – оперативность работы. Если на старых тележках вся добытая информация отправлялась расшифровщику, то теперь картинку с рельса оператор видит в режиме реального времени.

Столь ценную машину решено было отдать в надёжные руки. Право работать на ней получили специалисты самого высокого разряда – восьмого. Один из них – Антон Барматов, уже поработавший на РДМ-23 несколько месяцев, – отозвался о новом дефектоскопе положительно:
– Машина безотказная и очень чуткая на выявление дефектов. Побольше бы нам таких РДМ.

А вот побольше, к сожалению, не получилось. На каждую дорогу в прошлом году выделили всего по несколько штук. Мало их получила и Дальневосточная. Впрочем, до этого она недостаточно получала и дефектоскопов РДМ-22. Обновление этой техники на дороге идёт совсем не теми темпами, какие требуются для производства. В числе дистанций пути, которым нужна срочная замена отработавших свой срок средств диагностики, и Комсомольская.

– Требуют замены уже 50 процентов наших дефектоскопов, – говорит начальник участка диагностики Комсомольской дистанции пути Алексей Прокусов. – Есть очень старые машины – РДМ-2. Те отработали по полтора срока. Есть РДМ, которые отработали положенные 10 лет, но после капитального ремонта послужат ещё некоторое время. И лишь у нескольких РДМ срок эксплуатации ещё не вышел.

Таким образом, из 11 дефектоскопов, имеющихся в дистанции, твёрдо положиться, что они не подведут в работе, можно только на 6. Старые и изношенные всё чаще выходят из строя. Но и с такой техникой операторам-дефектоскопистам выполнять свою работу, связанную с безопасностью движения поездов, надо в полном объёме. А она очень нелегка. Что такое труд оператора – нетрудно представить, видя, как тот идёт по путям, толкая впереди себя дефектоскопную тележку, – и в дождь, и в снег. При каждом приближении поезда операторам (они работают в паре) нужно снять устройство с рельсов, отнести на безопасное расстояние, затем опять поставить на путь. На грузонапряжённых участках за смену эту операцию приходится повторять многократно. Впрочем, в Комсомольской дистанции пути операторы – люди физически очень крепкие, нелёгкие условия труда им привычны – они и не такое выдерживали. А вот изношенные средства диагностики интенсивную нагрузку уже не выдерживают. Дефектоскопы, срок эксплуатации которых уже истёк, становятся для дистанции проблемой.


На фото: Контроля много не бывает. Этой поговорке дефектоскописты всегда следуют на практике
Георгий Куниловский

Элемент не найден!