21 ноября 2019 06:00
21 ноября 2019 06:00
фото: Екатерина Крюкова

Новый шёлковый путь привлекает контейнеры на Дальневосточную

«Один пояс – один путь» – один из самых важных транспортных проектов Китая. В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин сообщил о старте проекта «Новый шёлковый путь». По задумке авторов, он станет инструментом экономического роста каждой страны, по которой будет проходить. Дальневосточной железной дороге это поможет увеличить долю контейнерных перевозок.

– Мировой темп прироста контейнерного грузооборота между Азией и Европой составляет 5-6 % в год. К 2025 году общий объём торговли между Азией и Европой будет составлять порядка 26-27 млн контейнеров в 20-футовом эквиваленте (TEU), – предположил председатель правления, президент ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) Александр Исурин в рамках панельной дискуссии Восточного экономического форума. – Если мы целимся в долю рынка 5-6 %, то говорим о 1,5 млн контейнеров, которые могут пройти по Транссибу, исключая коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».

Сегодня 98 % грузов из АТР идёт по морю. Объём рынка транспортных услуг – 20 млрд долларов в год. Несмотря на то, что в прошлом году по суше ушло лишь 2 % груза, тренд положительный. За три года объём вырос с 20 тыс. TEU, отправленных в 2013 году, до 155 тыс. TEU. На стороне железнодорожников и время: срок доставки грузов по морю – 40–45 суток, по суше – 15–20 дней. При этом погода помешать не может.

По прогнозам управляющего директора SWIFT Transportation Group господина Цзинью Вана, по Новому шёлковому пути к 2025 году будет идти 15 % грузов. Предпринимательское сообщество Китая заинтересовано именно в железнодорожном пути. К тому же перевозки по суше субсидируются правительством КНР.

– В 2013 году каждый месяц отправлялся один состав. Сейчас каждую неделю уходят шесть, – отметил заместитель генерального управляющего Zhengzhou International Hub Development and Construction Co Ltd Гуаншэн Ли. – С этой тенденцией к 2025 году по железной дороге пойдёт примерно 20 % грузов.

Начальник управления Федеральной таможенной службы Сергей Коноваленко со своей стороны отметил, что ведомство сделает всё, чтобы увеличить долю железнодорожных перевозок до 15 %.

– За последние 10 лет объём контейнерных перевозок увеличился более чем в два раза, – отметил директор филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге Пётр Силин. – При таких темпах развития их доля может вырасти до 2025 года в два раза. Пессимистический прогноз – 20 %.

Эти прогнозы смогут стать реальными, если устранить ряд барьеров. Как отметил глава FESCO, коридор «Приморье-1» конкурирует с внутрикитайским маршрутом через порт Далянь. Пока китайское правительство субсидирует отправки по Новому шёлковому пути, у российских компаний есть время выстроить технологическую цепочку, которая работает без сбоев и задержек. Тогда есть шанс выдержать конкуренцию и после того, как субсидии прекратятся.

Компании SWIFT и FESCO создали транспортный коридор «Приморье-1» и накопили солидный опыт сотрудничества. В последнее время стало стремительно нарастать число поездов с компьютерной техникой: в 2015 году их отправили 815, в 2016-м – 1702. Тем временем, по словам господина Цзинью Вана, можно решить проблему, если пункт пропуска «Суйфэньхэ – Гродеково» повысить до статуса специального пункта пропуска коридора «Приморье-1» и начать там перегрузку товаров. Тогда Китай готов увеличить трафик на Транссиб.

«Приморье-1» – это выход для товаров северо-востока Китая, в основном провинции Хэйлунцзян, где производят рис, кукурузу и сою. ОАО «РЖД» требует доставлять урожай в порты юго-востока Китая в биг-бэгах. Если зерновые разрешат перевозить в контейнерах, как удобно китайским грузоотправителям, SWIFT и FESCO гарантируют, что грузооборот в этом сегменте вырастет по меньшей мере в два раза.


На фото: Всё чаще в Россию идут контейнеры с компьютерной техникой: в 2015 году отправили 815 поездов, в 2016-м – 1702
Екатерина Крюкова

Элемент не найден!