23 сентября 2019 09:52
фото: Наталья Кузьмина

Экспорт диктует правила

Проект модернизации БАМа и Транссибирской магистрали открывает большие перспективы перед Дальним Востоком

На сессии «Инвестиции государственных компаний. Дальневосточный фокус» в рамках III Восточного экономического форума во Владивостоке первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин оценил промежуточные итоги развития Восточного полигона, первый этап которого планировалось завершить в 2020 году. Уже сегодня реализация этого крупнейшего проекта увеличила провозную способность Восточного полигона по сравнению с уровнем 2012 года на 41 млн тонн.

– Важнейший проект по развитию Восточного полигона, включающий модернизацию БАМа и Транссиба, предполагал увеличение пропускной способности на 66 млн тонн, – рассказал Александр Мишарин. – Но жизнь диктует новые правила. Поэтому мы этот проект осуществляем с опережением. И на сегодняшний день за счёт проведённой реконструкции и технологических операций уже на 41 млн тонн подняли пропускную способность дальневосточного направления.

Кроме того, как отметил Александр Мишарин, ОАО «РЖД» реализует совместные программы с угольными и металлургическими компаниями по созданию новых портов, таких как Суходол, увеличению перерабатывающих способностей портов Находка и Ванино.

– Таким образом, сбалансированная программа позволила приступить к формированию второго этапа модернизации, что в итоге даст дополнительно 124 млн тонн, – отметил первый вице-президент ОАО «РЖД», суммируя прогноз увеличения погрузки на Восточном полигоне по итогам первого и второго этапов модернизации. – И это говорит не просто о колоссальном развитии транспортной инфраструктуры. Проект, по сути дела, открытие Дальнего Востока для формирования здесь любых инвестиционных планов. Общий же объём вложений первого и второго этапов программы по развитию Восточного полигона превышает сумму в 1 трлн рублей. И, возможно, это не предел.

Напомним, проект развития Восточного полигона включает в себя строительство нового Байкальского тоннеля длиной около 7 км, строительство 590 км дополнительных вторых путей, реконструкцию действующей инфраструктуры на протяжении более 5000 км, модернизацию систем автоматики, управления, электрификации.

– Всё это вкупе ещё больше поднимет экспортный поток, идущий в направлении портов, – уверен Александр Мишарин.

Увеличение грузопотока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона отчётливо прослеживается с 2008 года. За это время объём перевозок экспортных грузов по железной дороге в морские терминалы и на пограничные переходы вырос на полигоне Дальневосточной магистрали в 1,6 раза, преодолев по итогам 2016 года отметку в 145 млн тонн. По мнению экспертов логистического центра управления перевозками на Восточном полигоне, к концу 2017 года он может превысить 150 млн тонн.

Однако, чтобы освоить грузовой поток, нужны комплексные решения. Одной из мер, позволяющих быстрее работать с грузом, станет внедрение механизма «единого окна». Он позволит уменьшить сложность перемещения грузов через границы и сократить сроки проведения административных процедур и затраты участников внешнеэкономической деятельности.

– Начиная с 2014 года, реализованы мероприятия по взаимодействию между ОАО «РЖД» и ФТС России по использованию электронного обмена данными и документами на финляндском направлении. Это позволило сократить время таможенной обработки в железнодорожных пунктах пропуска с 60 до 15 минут на поезд, – отметил генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило.

По словам Алексея Шило, упрощение административных формальностей планируется в международных транспортных коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2» при перевозке транзитных грузов по территории Российской Федерации через порты Дальнего Востока в порты южного Китая и другие страны АТР.

В частности, он отметил, что в настоящее время государственными органами власти согласовывается технология перемещения таких товаров. Она позволит осуществлять контрольные таможенные операции только в местах убытия (морских портах), исключив их проведение в железнодорожных пунктах пропуска, и обеспечит существенное сокращение общего времени на перевозку транзитных грузов.

– Полноценной реализации транзитного потенциала международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» будет способствовать и внедрение электронного обмена данными с Китайскими железными дорогами, который позволит осуществить цифровизацию таможенных процедур в пунктах пропуска на российско-китайской границе, – подчеркнул Алексей Шило.


На фото: Экспортный грузопоток, идущий в адрес портов по Дальневосточной железной дороге, сохраняет тенденцию роста
Наталья Кузьмина