20 сентября 2019 22:07
фото: архив «ДВМ»

Полезное ускорение

Реализация программы второго этапа модернизации БАМа и Транссиба значительно ускорит рост угледобычи в регионе

Важнейшей статьёй выручки России от торговли со странами АТР остаётся экспорт угля. Это было отмечено на открывшемся во Владивостоке III Восточном экономическом форуме. Если в 2009 году на дальневосточное направление приходилось 46 % совокупных транспортировок угольной продукции, то в 2016-м эта доля выросла до 60 %. Но рост поставок напрямую зависит от развития железнодорожной инфраструктуры. Поэтому за продолжение модернизации БАМа и Транссиба выступают в первую очередь угледобывающие компании.

Как сообщил партнёр компании EY, руководитель группы по оказанию услуг для компаний горнорудного и металлургического сектора в России и СНГ Борис Яценко, согласно опросам предприятий угледобывающей отрасли, 88 % российских компаний ожидают увеличения или сохранения уровня мировых цен на уголь в 2017 году. При этом 44 % участников рынка планируют нарастить производство твёрдого топлива.

По прогнозам, в этом году объём экспорта угля в страны АТР превысит 5 млрд долларов. Доля коксующихся углей достигнет 25 %. Для сравнения, в 2014-м данный показатель не превышал 18 %.

Экспорт коксующихся углей премиального класса намерена развивать компания «Колмар», осуществляющая добычу на юге Якутии. В настоящее время она завершает строительство второй обогатительной фабрики на комплексе «Инаглинский», которая начнёт работу в марте 2018 года. Мощность предприятия – 6 млн тонн в год. «Колмар» построит ещё одну обогатительную фабрику, способную выпускать 12 млн тонн концентрата ежегодно, и три шахты. Компания за счёт открытия новых производств планирует увеличить ежегодный выпуск коксующегося угля до 20 млн тонн.

Конечно, России придётся побороться за азиатские рынки. Как отметила председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics (сбытовая структура УК «Колмар») Анна Цивилева, в настоящее время зависимость ряда стран АТР от поставок австралийского угля составляет 70–80 %.

– Но Австралия не всегда является надёжным поставщиком из-за климатических условий: часто бывают тайфуны, наводнения. Это нарушает регулярность поставок. Для металлургов, которые замешивают в шахту строгое количество определённого угля, это равно катастрофе, – сказала Анна Цивилева.

Для обеспечения экспорта «Колмар» построит отгрузочный терминал близ Ванино (оператором выступает «ВаниноТрансУголь»). Первую очередь комплекса, рассчитанного на ежегодную перевалку 12 млн тонн, планируется ввести через два года. К 2023 году предполагается фактически удвоить мощности порта.

Свой порт в бухте Мучке близ Ванино развивает и АО «СУЭК» (оператор – «Дальтрансуголь»). Первая очередь терминала была введена в конце 2008 года. С того времени комплекс постепенно наращивал свои возможности.

– Как ожидается, в 2017 году перевалим 21 млн тонн угля и уже проектируемся на 30 млн тонн, – сообщил заместитель гендиректора – директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский.

Таким образом, «Дальтрансуголь» станет вторым крупным специализированным пред¬приятием в области перевалки твёрдого топлива на Дальнем Востоке после АО «Восточный Порт», которое, по итогам строительства дополнительного терминала, выйдет на ежегодный объём отгрузки в 40 млн тонн.

По словам Геннадия Алексеева, гендиректора АО ХК «СДС-Уголь» (добывает порядка 30 млн тонн угольной продукции ежегодно), в настоящее время холдинг рассматривает возможность постройки собственного порта на Дальнем Востоке. Но решение зависит от готовности железнодорожной инфраструктуры к увеличению объёма транспортировки грузов.

Беспокойство относительно пропускных способностей железных дорог на востоке страны выразил и Денис Илатовский. Заместитель гендиректора СУЭК отметил, что пропускная способность подходов к Ванинскому транспортному узлу с учётом развития действующих и появления новых терминалов должна составлять порядка 80 млн тонн. Но по итогам первого этапа программы Восточного полигона (завершается в 2020 году) она будет почти вдвое ниже.

Целевые показатели увеличения объёма перевозок на БАМе и Транссибе, заложенные в данном проекте, могут быть достигнуты раньше.

– Сегодня темпы погрузки таковы, что объёмы перевозок, которые мы планировали получить к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019 году. Поэтому мы ставим задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа, – заявил директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – руководитель Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. – А в первом полугодии 2018 года ОАО «РЖД» подготовит программу по второму этапу модернизации БАМа и Транссиба. Соответственно, мы выйдем на защиту в правительство РФ с этими планами.

По его словам, акцент будет делаться на те меры, которые дадут максимальный эффект. В числе капиталоёмких предложений – строительство вторых путей и электрификация линии Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – Ванино (предполагаемый объём финансирования – 252 млрд руб.) Развития потребует и другое грузонапряжённое направление – Смоляниново – Находка (работы оцениваются в 132 млрд руб.)


На фото: Расширение пропускных способностей БАМа и Транссиба важно как для существующих месторождений, так и для будущих проектов по добыче угля
Наталья Кузьмина