21 июня 2019 03:28
фото: Наталья Кузьмина

Беда – одна для всех, и общая на всех победа

Самоотверженная работа многочисленных предприятий и коллективов значительно ускорила восстановление движения в Приморье

Чрезвычайная ситуация, объявленная в Приморье из-за сильнейшего паводка, нанёсшего железнодорожной инфраструктуре колоссальный ущерб, мобилизовала основные силы Дальневосточного региона, чтобы в кратчайшие сроки восстановить движение поездов. Больше всего досталось Хасанскому направлению. Здесь на многих участках размывы достигали серьёзных размеров, и бригадам необходимо было использовать нестандартные решения, позволяющие найти выход из очень затруднительных положений, подброшенных непогодой. Об этом и пойдёт речь в нашем интервью с главным инженером Дальневосточной железной дороги Сергеем Рябовым.

Сергей Рябов. Фото: архив «ДВМ»– Сергей Николаевич, кто, кроме железнодорожников, приехавших в Приморье практически со всех регионов дороги, и военнослужащих 76-го  путевого батальона 7-й отдельной железнодорожной бригады Восточного военного округа, принимал участие в ликвидации ЧС?
– Хотелось бы сказать большое спасибо нашим партнёрам – строительным организациям, принявшим участие в ликвидации ЧС. Так, в течение полутора часов была организована доставка тяжёлой техники – экскаваторов, грузовых автомобилей, бульдозеров – к месту дислокации силами  «Востокстроймеханизации», выполняющей работы по реконструкции станции Смоляниново. И работники, и руководство понимали всю серьёзность создавшегося положения. И буквально с рабочего места, не меняясь, не заезжая домой, они выехали с техникой на восстановление проблемных участков – на 21, 14 км Хасанского направления, где наиболее сильно были размыты участки дороги. После двух суток непрерывной работы часть техники была переориентирована на вывозку камня с карьера. И до 15 августа эта работа шла в непрерывном режиме. Люди менялись, но техника не простаивала.

«Востокстроймеханизация» не первый раз оказывает нам помощь. Валерий Иванович Сараев – генеральный директор, в прошлом наш – железнодорожник, подставил плечо и сейчас. На восстановление были привлечены и силы стивидорных компаний: порт Славянка выделил хороший погрузчик, с порта Посьет прибыл большой экскаватор, который оказал нам неоценимую помощь.

В целом, надо сказать, работала отлично не только техника сторонних организаций. Хорошо показали себя и техника Дальневосточного подразделения ООО «СКА», и силы и мощности Строительно-монтажного треста № 16 (АО «РЖД-строй»).

– Из-за сильнейших размывов к аварийным участкам сложно было подойти думпкарным вертушкам, чтобы подвозить скальник. Как была решена эта сложнейшая задача?
– Сложившаяся ситуация показывала, что на восстановлении пути нужно было действовать сразу по нескольким направлениям. Но, к сожалению, на размывном участке со стороны станции Приморская у нас не было ни одной строительной вертушки – думпкарной или хопперной, которая могла бы участвовать в процессе восстановления. В итоге было принято неординарное решение по переправке автомобильным транспортом такого вида вагонов.

Работу начали в 10:00 по московскому времени. На станции Раздольное восстановительный поезд установил кран, разобрали думпкарные вертушки, обеспечили их крепление и на автомобильных тралах передислоцировали на станцию Виневитино. И уже в 19:00 по Москве полностью закончили переправку шести думпкарных вагонов. Их собрали и поставили на рельсы, что позволило к утру следующего дня приступить к погрузке камня с карьера и отправке на участок Виневитино – Оленевод. В первый день мы сделали шесть таких рейсов, согласовав все вопросы с ГИБДД и краевым штабом ЧС. Я лично общался с заместителем начальника ГИБДД по Приморскому краю Юрием Николаевичем Колесниковым. Он дал добро передислоцировать технику, обеспечив безопасность движения. Патрульные службы получили предупреждение о том, что мы будем перевозить негабаритный груз – вагоны по автомобильной дороге. В итоге всего 36 вагонов было выгружено по этой технологии. Это равносильно одной вертушке, которая шла со станции Сибирцево.

Представьте себе, какую мы провели экономию и какую неоценимую помощь оказали в работе по отсыпке. В результате сразу были восстановлены размывные участки на 39 км, мост отсыпан, участок от станции Виневитино укреплён скальником, привезённым «разобранными» вертушками. Затем, когда в этом направлении открыли движение, добавили ещё пять вагонов. В итоге закольцевали систему, и погрузочный комплекс постоянно был в работе.

Кроме этого, на станцию Пожарский тоже была переправлена техника для погрузки камня с местного карьера, оставшегося со времён строительства этой станции в прошлом году. И вагоны, гружённые скальником, отправлялись на 122 км линии Барановский – Хасан (перегон Бамбурово – Кедровый). Здесь заместитель начальника Приморской дистанции пути Эйваз Алиев чётко организовал работу по укреплению откосов.

– На размытых участках строились «колодцы» из шпал, уложенных решёткой, чтобы удержать насыпь. Это распространённая путейская практика?
– Да, если нарушено земполотно, остановлено движение поездов – необходимы меры по укреплению пути. Как вариант, укладка решёток из шпал. На 14-м, например, был смыт пролёт моста – укрепили таким способом и начали пропускать поезда. Хотя и сейчас пролёты продолжаем отсыпать. Для контроля за состоянием пути направляем вагон-путеизмеритель раз в смену. Он диагностирует путь. Пока мы сталкиваемся с тем, что на некоторых участках  идёт осадка в 20 мл каждый день. Поэтому продолжаем отсыпать щебнем и камнем земполотно. Тем не менее, несмотря на продолжение восстановительных работ, мы вышли почти на расчётный график движения. На сегодня (22 августа. – Прим. автора) 14 чётных поездов прошло по этому участку. Была применена и технология движения длинносоставных поездов: 85-100 порожних вагонов выводили за раз, чтобы передать за пределы дороги.

Ещё одна технология, позволившая работать более оперативно, – это строительство в кратчайший срок – буквально за 10 часов блокпоста на участке Оленевод – Виневитино. Это вариант маленькой станции – мы установили модуль, завезли мебель, обеспечили радиосвязь, освещение для дежурного. Блокпост дал возможность находиться сразу двум поездам на перегоне при действии полуавтоматической блокировки. Эта технология позволила повысить пропускную способность – поезда шли чаще, что и принесло свои положительные плоды.

– Каковы дальнейшие планы по реконструкции Хасанского направления?
– Напомню, все работы по строительству пути на Хасанском направлении, начавшиеся в 1938 году, велись вручную, с использованием самых примитивных орудий труда – лопаты, кирки, тачки, конской повозки. Некоторые мосты действуют до сих пор. Но, как показала жизнь, реконструкция здесь крайне необходима. В настоящий момент решается этот вопрос с учётом перспективных объёмов, идущих через два погранперехода с КНР и КНДР. В планах – проектирование автоблокировки, пути практически всех станций этого направления будут удлинены до 71 условной единицы, проведены работы по развитию электроснабжения. На участке Сухановка – Рязановка, где осуществляется подталкивание груза, подготовлены предложения по строительству второго пути. Надеемся, что в 2018 году пройдут проектно-изыскательские работы, а в 2019-м планируется начать строительство.


На фото: Сильнейший паводок, обрушившийся на Приморье 7 августа, смывал всё на своём пути, в том числе и объекты инфраструктуры
Наталья Кузьмина