14 октября 2019 04:44
фото: Георгий Куниловский

Душа, пропитанная памятью

В августе этого года исполнилось 30 лет, как свои двери открыл Музей истории Комсомольского региона Дальневосточной железной дороги. Вместе с ним свой юбилей отмечает и его директор Владимир Зуев – он отдал музейному делу 25 лет.

Инициатором создания музея в Комсомольском отделении дороги был почётный железнодорожник, машинист Виктор Тяпкин. Он из плеяды ветеранов дороги, награждённых медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Ему музей обязан первыми материалами о железнодорожниках-фронтовиках, о строителях железной дороги. Именно ветеран собрал первые экспонаты для экспозиции.

Своё дальнейшее развитие музей получил уже в 90-е трудные годы, когда его директором стал краевед, автор многих исторических книг Владимир Зуев. При нём по-новому было организовано музейное пространство, налажена научно-исследовательская и собирательская работа.

Некоторые экспонаты музея уникальны. Например, огромный фолиант, который как-то показал мне Владимир Фёдорович. В нём в чертежах и рисунках представлен проект строительства в Комсомольске-на-Амуре железнодорожного городка на несколько тысяч жителей. Городок должен был иметь несколько улиц с пятиэтажными домами, развитую инфраструктуру: школу, детские сады, больницу, магазины.

– Кое-что из этого проекта было осуществлено, – пояснил директор музея. – Например, несколько домов по улице Вокзальной отличаются своим архитектурным обликом. Они построены по этому проекту.

Заслуживают внимания представленные в музее приборы, оборудование и инструменты, которые на железной дороге уже не применяются. Например, колокол, которым на одной из станций давалось предупреждение об отходе пассажирского поезда. Или взять по-своему уникальный раздел о женщинах-машинистах, работавших во время Великой Отечественной войны. В те годы, не отставая от мужчин, умело водили паровозы Вера Пыталёва, Екатерина Воробей, Александра Лазутина и другие – в музее есть данные о 15 таких труженицах.

В экспозиции отражены все этапы становления и деятельности Комсомольского региона дороги. Всё это есть и в книгах, автором которых является краевед, почётный член Приамурского географического общества Владимир Зуев. Свою первую серьёзную монографию о БАМе он написал в 1997 году. Так что и тут юбилейная дата. Называлась эта небольшая, но очень содержательная книга «Дальневосточное ожерелье». Затем в свет вышли другие, более солидные по формату издания: «Первопроходцы восточных магистралей России», «Изыскатели восточного БАМа», «Ургальский характер», книги о фронтовиках-железнодорожниках, о тружениках тыла. Музейные и личные архивы помогают Владимиру Зуеву выпускать новые монографии о родной магистрали. Все его книги, а их уже более 40, есть в музее.


На фото: Среди экспонатов музея – и 40 книг, написанных Владимиром Зуевым
Георгий Куниловский