24 октября 2020 03:14

24 октября 2020 03:14

фото: архив «ДВМ»

Запас прочности для мостов Северного широтного хода

На Дальневосточной магистрали идёт масштабная реконструкция искусственных сооружений в рамках программы «Развитие Восточного полигона». У инженеров мостоиспытательной станции прибавилось работы, ведь помимо текущего обследования 2580 искусственных сооружений приходится взаимодействовать с проектными институтами и подрядными организациями. Мостоиспытатели вносят свои предложения и замечания в проекты, проводят промежуточные проверки качества на объектах.

В 2016 году в Тындинском и Комсомольском регионах сданы в эксплуатацию 4 искусственных сооружения, что дало возможность отмены длительных предупреждений по ограничению скорости до 40 км/ч. Обновлённые мосты крепче соединили берега бамовских рек на перегонах Разъезд 2107 км – Чильчи, Унаха – Дипкун, Нерюнгри-Грузовая – Нерюнгри-Пассажирская и Этыркэн – Шугара.

Мостостроительные компании продолжают работы ещё на дюжине бамовских объектов. Зимой удобно сооружать на льду временные опоры с последующей сборкой пролётных строений. В 2017 году реконструкции подлежат ещё два дефектных стале¬железобетонных моста, на которых сегодня имеются ограничения скорости движения поездов – на 2094 км (Ункур – разъезд 2107 км) и 2214 км (Эльгакан – Ларба).

На Северном широтном ходу актуальной является проблема дефекта мостов со сталежелезобетонными пролётными строениями, изготовленными по типовому проекту № 739.

– Из 153 мостов со сталежелезобетонными пролётными строениями участка БАМа на 130 мостах наблюдается развитие трещин и сколов бетона в стыках плит балластных корыт, практически на всех – нарушение гидроизоляции, что приводит к понижению грузоподъёмности (потере несущей способности) сооружений, – отмечает начальник Мостоиспытательной станции ст. Тында Дмитрий Осипчук. – В отдельных случаях мы наблюдаем отсутствие объединений арматуры между плитами и низкую прочность бетона омоноличивания стыков. 30 лет – это не срок для службы искусственных сооружений. Причиной дефектов считаем несоблюдение технологии при строительстве данных мостов, низкое качество производства работ. 90 % из числа ныне реконструируемых мостов составляют сооружения со сталежелезобетонными пролётными строениями, которые заменяют металлическими. Также производится замена опорных частей, попутно ведётся замена мостового бруса на плиты безбалластного мостового полотна, замена дефектных тротуарных плит и лестничных сходов.

Редко, но встречаются деформации опор мостов из-за деградации вечномёрзлых грунтов. С увеличением осевой и поездной нагрузок фиксируется рост усталостных трещин в металлических пролётных строениях.

В 2016 году инженеры Тындинской мостоиспытательной станции провели сплошной осмотр Юкталинской дистанции пути, это порядка 325 сооружений. Также выполнен осмотр больших и средних мостов Этыркэнской и Беркакитской дистанций пути. В арсенале станции имеются мобильные диагностические приборы, которые необходимы для проведения мониторинга. Например, технологический комплекс «Тензор-МС» позволяет выполнить достоверную оценку технического состояния сталежелезобетонных пролётных строений экспресс-методом под обращающейся нагрузкой. В специализированном вагоне-лаборатории инженеры могут выехать в любую точку обслуживаемого участка в границах дороги.


На фото: При строительстве новых разъездов выполняется работа по реконструкции действующих мостов
Вера Григорьева