04 августа 2021 18:12

04 августа 2021 18:12

Фоторепортаж

Пятница | 23.10.2020 | 15:53:00

«Генерал» прибывает на «золотую пряжку»

В минувшую пятницу 23 октября в на ВСЖД состоялась обкаточная проверка паровоза, который более 30 лет простоял на постаменте.

После капитального ремонта ветеран тягового парка будет использоваться для перевозки туристов по Кругобайкальской железной дороге.

«Генерал» - такое почетное наименование получил паровоз серии П-36 за длинные полосы по бортам локомотива, похожие на лампасы. Вот и к перрону возвращённый к жизни локомотив подкатил воистину по-генеральски, бакенбардами распустив пары, приветствуя жителей Слюдянки басовитым гудком.

На момент постройки П-36 был одним из самых совершенных отечественных паровозов. Его конструкционная скорость составляла 125 километров в час, мощность – 3 077 лошадиных сил, при этом КПД достигал рекордных для этого типа машин 9%. Однако даже эти показатели не смогли продлить век паровых гигантов, на пятки которым уже наступали более экономичные и совершенные тепловозы и электровозы. Так получилось, что именно «Генерал» стал последним советским паровозом.

Локомотив с бортовым номером 107 был построен в 1955 году на Коломенском заводе. На Восточно-Сибирскую магистраль был передан в 1958 году, где получил приписку сначала к депо Нижнеудинска, а затем Улан-Удэ – там он обслуживал в пассажирском сообщении плечи от Слюдянки до Петровского Завода, а также работал на южном направлении по маршруту Улан-Удэ – Наушки.

В сентябре 1983 года «Генерала» списали. Однако на запасных путях он простоял недолго. В 1986-ом в честь 300-летия Иркутска он был установлен как памятник у депо станции Иркутск-Сортировочный. Как тогда полагали – на вечную стоянку. Однако на этом история «Генерала» не завершилась.

- В апреле 2018 года начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов проводил совещание по организации туристических поездов, - рассказывает исполняющий обязанности начальника эксплуатационного локомотивного депо Слюдянка Роман Виноградов. – Тогда и родилась мысль использовать для пассажирских перевозок по Кругобайкальской железной дороге не только паровозы серии Л, которых сохранилось достаточно много, но и такие раритетные машины, как П-36. Поскольку на тот момент в дирекции тяги не было подобных действующих локомотивов, было принято решение о снятии его с постамента, постановке на баланс и включении его в программу капитального ремонта.

Восстановлением «Генерала» занимались специалисты депо Троицк Южноуральской железной дороги. В ходе ремонта была произведена полная замена обшивки котла и будки машиниста, старая покраска была удалена до металла, после чего паровоз был вновь окрашен. Пришлось полностью заменить дымогарные, жаровые, циркуляционные и питательные трубы, восстановить тендер, а также перетянуть обветшавшую электропроводку.

В первую обкаточную поездку паровоз по «золотой пряжке Транссиба», как принято называть Кругобайкальскую железную дорогу, поехал под управлением машиниста-инструктора Дениса Гулькова и машиниста паровоза Сергея Козлова.

- Машина старенькая, но очень хорошая, идет мягко, плавно, - говорит Сергей Козлов.

- Мягкость хода обеспечивается за счет использования роликовых подшипников на всех осях локомотива и тендера, - уточняет Денис Гульков. - Машина удобна в эксплуатации, у неё более просторная кабина. Приборы управления более удобны, чем в локомотивах серии Л, которые сейчас используются для перевозки туристических поездов.

Первый после длительной стоянки рейс был не очень продолжительным: 42 км от Слюдянки до остановочного пункта Шарыжалгай и обратно. После проведения обкаточных испытаний машина будет поставлена в специальный цех, где простоит до начала нового туристического сезона.

- Насколько мне известно, сейчас на всей сети дорог в работоспособном состоянии находится 9 паровозов серии П-36, - говорит начальник локомотивного депо Слюдянка Роман Виноградов. – Мы гордимся тем, что наш паровоз стал десятым действующим «Генералом».

Сергей Кулыгин

Другие фоторепортажи