Цена неправедных взысканий

Безопасность движения зависит и от того, как соблюдаются трудовые и социальные права <br />
<br />
Проблему безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта необходимо решать комплексно, в том числе и путём неукоснительного соблюдения трудового законодательства, трудовых прав работников. <br />

Безопасность движения зависит и от того, как соблюдаются трудовые и социальные права

Проблему безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта необходимо решать комплексно, в том числе и путём неукоснительного соблюдения трудового законодательства, трудовых прав работников.

Из-за участившихся сходов грузовых вагонов принимаются различные меры – в том числе Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой – по обеспечению производственной дисциплины работников, исполнению соответствующего законодательства, правил и инструкций, регулирующих вопросы технического содержания и ремонта железнодорожного пути, вагонов и так далее. Виновные привлекаются к ответственности. Но брака в работе не становится меньше. Возникает вопрос: что ещё надо сделать, чтобы положение дел с безопасностью улучшилось?

Заработали, но не получили

Прокуратура считает, что необходимо не только совершенствовать производственный процесс и усиливать контроль за ним. Немаловажное значение имеет обеспечение неукоснительного соблюдения трудового законодательства в коллективах. А вот с этим-то, как свидетельствует практика прокурорского надзора, положение далеко от благополучия. Только в ходе последней проверки, проведённой транспортными прокурорами в конце 2012 года в дистанциях пути на ВСЖД и ЗабЖД, выявлено 2078 случаев нарушения трудового законодательства.

В Улан-Удэнской, Гусиноозёрской, Горхонской, Слюдянской, Иркутск-сортировочной, Черемховской, Зиминской, Тулунской, Нижнеудинской и Ленской дистанциях пути не соблюдались должным образом права работников на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Ненадлежащим образом оплачивалась сверхурочная работа, нарушались сроки выплаты отпускных, не производилась доплата за вредные условия труда, задерживалась выплата окончательного расчёта при увольнении... В Зиминской и Тулунской дистанциях в течение длительного времени не проводилась аттестация соответственно 34 и 17 рабочих мест по условиям труда, а значит, работникам с вредными условиями труда не производилась соответствующая доплата. Аналогичная ситуация в Новоуоянской и Северобайкальской дистанциях пути.

Взяли за правило не соблюдать Правила

Нарушались права работников на отдых в Тайшетской, Северобайкальской, Вихоревской, Черемховской, Слюдянской, Зиминской, Тулунской дистанциях пути. В Иркутск-сортировочной дистанции вновь принятые работники не проходили процедуру ознакомления с должностными инструкциями, что впоследствии могло повлечь за собой их ненадлежащее исполнение. И во всех дистанциях пути не соблюдались Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.

Мастера плетения букета нарушений

Выявлено множество случаев незаконного привлечения работников к дисциплинарной ответственности, что приводило к лишению их премиальных выплат. Так, в октябре 2012 года Тайшетской транспортной прокуратурой проводилась проверка в эксплуатационном вагонном депо Тайшет. Выяснилось, что здесь не соблюдался порядок предоставления отпусков, допускались задержки выплаты отпускных, окончательного расчёта при увольнении. Работники привлекались к дисциплинарной ответственности с нарушением установленного порядка. Ненадлежащим образом организовывалась на предприятии и охрана труда. А всего по результатам указанной проверки было выявлено 174 нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда.

Безусловно, транспортный прокурор потребовал от руководства депо принятия исчерпывающих мер по устранению допущенных нарушений и недопущения их в дальнейшем. Кроме того, он возбудил административные производства и добился привлечения начальника депо, его заместителя по кадрам и социальным вопросам, а также главного инженера, главного механика, мастера ПТО-1, начальника ПТО-2 и начальника ПТО-3 к административной ответственности. Но! Если слесарь по ремонту вагонов, осмотрщик или монтёр пути, от труда которых напрямую зависит безопасность на железной дороге, не вовремя и не в полном объёме получают зарплату (в том числе за сверхурочный труд), если их незаконно наказывают, то как добиться от них добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей?

Планы ещё надо выполнить

Для устранения нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе вышеуказанной прокурорской проверки в дистанциях пути, транспортными прокурорами было внесено 39 представлений руководителям железнодорожных организаций. В отношении 52 должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях. В суды направлено 17 исковых заявлений о понуждении к устранению нарушений. Принесено 83 протеста на незаконные приказы, в том числе о привлечении работников к дисциплинарной ответственности. Четырём руководителям предприятий объявлены предостережения о недопустимости нарушений трудового законодательства.

В декабре 2012 года транспортной прокуратурой начальникам недавно образованных Восточно-Сибирской и Забайкальской дирекций инфраструктуры внесены обобщённые представления о положении дел в подчинённых им подразделениях. Согласно полученным ответам, повсеместно, помимо привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, разработаны планы мероприятий по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений трудового законодательства. Посмотрим, насколько реально будут соответствовать эти планы воплощению в жизнь.

Присваивал и не скрывал

Правоохранительными органами периодически выявляются факты, когда работникам, непосредственно связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, приходилось работать, так сказать, «за того парня». В Тайшете в течение нескольких лет Валерий Бахонько только числился слесарем вагонного эксплуатационного депо, фактически работая дальнобойщиком. А в депо за него трудились другие слесаря, при этом заместитель начальника депо Дмитрий Шлегель получал его «заработную плату» (всего более 600 тыс. руб.) и тратил по собственному усмотрению. В другом случае начальник одного из ПТО устроил свою жену осмотрщиком вагонов, а фактически она сидела в конторе и на складе – выполняла поручения мужа. В обоих случаях виновные понесли уголовную ответственность. Однако удивляет, что осуществлять такие махинации они не боялись, особо их не скрывали. Пока подобные «слесаря» и «осмотрщики вагонов» сидят в конторах и на складах, а за них реально и бесплатно вынуждены трудиться другие, должного порядка не будет.

Считают себя профлидерами

В своём недавнем интервью газете «Восточно-Сибирский путь» Восточно-Сибирский транспортный прокурор А.Н. Мерзляков обратил внимание на то, что на железной дороге потенциал профсоюзных органов по обеспечению трудовых прав работников и охраны труда полностью не реализуется. Поучителен в этой связи случай с одним из бывших работников вагонного ремонтного депо Нижнеудинск, которому лишь после вмешательства Нижнеудинской транспортной прокуратуры было выплачено денежное поощрение в связи с юбилейной датой – 60-летием со дня рождения, – которое предусмотрено колдоговором ОАО «ВРК-1». К юбилею не выплатили, а позже, когда он уволился в связи с выходом на пенсию, про него и вовсе забыли. Транспортный прокурор внёс представление, лично пришёл в депо и участвовал при разборе данного случая. В итоге поощрение было выплачено, а заместитель начальника депо по кадрам за ненадлежащую работу привлечён к дисциплинарной ответственности. В этом же депо и вновь лишь после вмешательства прокуратуры уволенному по сокращению работнику было начислено единовременное вознаграждение за преданность компании в сумме свыше 32 тыс. руб. Профсоюз же ничего не сделал для защиты прав этих лиц. Если у профсоюзных организаций не получается самим защитить права работников, они могут обратиться в прокуратуру. Но такие обращения за последние годы можно пересчитать по пальцам.

Если же намерение навести порядок на предприятиях твёрдое, то придётся находить способы эффективного решения этих проблем.

Владимир Сазонов, старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/