Отбить иски, устранить риски

Судьба многих тысяч договоров зависит от юристов ВСЖД.<br />
<br />
Юридическая служба ВСЖД всегда была главным инструментом, надёжно обеспечивающим правовое сопровождение всех структурных подразделений дороги. Изменились ли у неё задачи с переходом в Региональный центр корпоративного управления? Об этом рассказывает начальник службы Дмитрий Липатов.<br />

Судьба многих тысяч договоров зависит от юристов ВСЖД.

Юридическая служба ВСЖД всегда была главным инструментом, надёжно обеспечивающим правовое сопровождение всех структурных подразделений дороги. Изменились ли у неё задачи с переходом в Региональный центр корпоративного управления? Об этом рассказывает начальник службы Дмитрий Липатов.

– Дмитрий Анатольевич, проводимые в ОАО «РЖД» реформы привели к значительным структурным преобразованиям. Насколько затронули они полномочия возглавляемой вами службы, теперь оказавшейся в составе Регионального центра корпоративного управления ВСЖД?

– Если говорить по большому счёту, функции остались те же, что были делегированы нам раньше. Наши специалисты продолжают нести свою главную миссию – осуществлять правовое сопровождение интересов железной дороги, дирекций и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», находящихся на полигоне ВСЖД, в основном сосредотачиваясь на вопросах и спорах гражданских правоотношений с юридическими и физическими лицами. Ведь различного рода коллизии и споры не исчезли. Причём с развитием рыночных отношений, увеличением числа контрагентов, всё возрастающей правовой культурой населения их становится всё больше и больше.

– Напомните, какой вектор вы выдерживаете, находясь на страже стратегических интересов компании?

– Мы защищаем интересы дороги в судах, работаем в контакте с правоохранительными структурами – транспортной и региональной прокуратурой, органами внутренних дел и управлением Федеральной антимонопольной службы, нотариатом. Мы взаимодействуем также со многими федеральными органами, такими как Роспотребнадзор, Ространснадзор, Ростехнадзор, Госпожнадзор и другими.Если касаться основных направлений работы, то прежде всего надо отметить нашу деятельность в договорно-правовой сфере. Ежегодно подразделения дороги заключают порядка пяти тысяч договоров. И все они проходят экспертизу на предмет соответствия закону и интересам компании ОАО «РЖД».

В этом году, например, специалистами нашей службы только по Иркутскому узлу рассмотрено более семи тысяч проектов договоров, связанных с распоряжением имуществом, заключением подрядов на строительство и ремонт, оказанием услуг, поставкой запчастей и т.д. Аналогичную работу проводят и наши отделы правового обеспечения, расположенные в Северобайкальске (начальник Д.А. Неклюдов), Тайшете (начальник Э.В. Шлапаков), Улан-Удэ (и.о. начальника Е.В. Смелый).

Очень важное направление нашей деятельности – правовая экспертиза нормативных актов, принимаемых внутри дороги: правила внутреннего трудового распорядка отдельных структурных подразделений, должностные инструкции, приказы и распоряжения. Перед тем как эти документы обретут юридическую силу, они в обязательном порядке поступают в нашу службу на рассмотрение специалистами на предмет соответствия действующему законодательству и распорядительным документам ОАО «РЖД».

Исполнением решений судебных органов занимается сектор исполнительного производства, работающий в направлении взыскания денежных средств или исполнения обязательств в пользу дороги, либо выплаты в пользу третьих лиц на основании исполнительных листов в установленном законом порядке.

– Какие отношения у вас складываются с бывшими структурными подразделениями дороги, выделенными в дирекции центрального подчинения?

– Необходимо отметить, что объём договорных отношений увеличился пропорционально числу образованных дирекций. Если раньше дорога заключала единый договор для всех своих подразделений, то теперь аналогичные договоры заключают дирекции и филиалы центрального подчинения.По-прежнему на нас возложена и вся судебно-арбитражная работа. В тех случаях, когда структурным подразделениям ВСЖД и дирекциям предъявляют претензии сторонние физические и юридические лица или ущемляются интересы компании, мы обращаемся в суд, чтобы отстоять интересы ВСЖД. Результаты этой деятельности таковы, что с начала этого года при рассмотрении в судах 219 исков, предъявленных дороге на сумму 107 млн руб., в её пользу вынесено судебных решений на 79 млн руб. И лишь на 28 млн руб. не её в пользу.

В свою очередь, из направленных железной дорогой в суды 190 исков в пользу дороги вынесено судебных решений на 52 млн руб. Тогда как не в её пользу всего на 5,6 млн руб.

Так, например, мы выиграли судебные разбирательства по искам Пенсионного фонда РФ, который возбудил около 30 дел об административном правонарушении в отношении предприятий ВСЖД с последующим привлечением их к административной ответственности в виде штрафных санкций за предоставление недостоверной информации по пенсионным отчислениям работников дороги.

Но считаю необходимым отметить, что мы стараемся работать на опережение ситуации. То есть не доводить дело до суда, решать вопросы и споры в досудебном порядке.

– Оказываете ли вы юридическую помощь учреждениям негосударственного образования ОАО «РЖД»?

– В рамках регионального центра (РЦКУ – прим. авт.) наша служба обслуживает не только структурные подразделения железной дороги, но и большую часть негосударственных учреждений, которые входят в холдинг «Российские железные дороги», таких как детские сады, школы-интернаты и центры культуры. При возникновении у этих учреждений правовых вопросов мы всегда готовы им оказать юридическую поддержку в трудовых и судебных спорах с административными и иными органами. Мы готовы оказать помощь тому же лицею № 36, у которого большое количество вопросов, в том числе по оформлению земли, развитию своего обучающего пространства.Кроме того, специалисты нашей службы предоставляют предложения по совершенствованию действующих нормативных актов у нас на дороге и в компании. Мы отслеживаем, чтобы руководители предприятий, осуществляющих свою деятельность в зоне ответственности ВСЖД, своевременно реагировали на приказы, потерявшие свою силу, вносим изменения в действующие акты, направляем свои предложения в правовой департамент ОАО «РЖД», когда убеждаемся, что отдельные нормативные акты морально устарели, не работают или работают против нас.

Один из таких характерных примеров. В этом году на всей сети дорог обострился вопрос по оплате пени за просрочку доставки грузов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ. Такая ситуация стала возможной в связи с тем, что нормы действующего устава и других нормативных актов, регулирующих перевозки железнодорожным транспортом, существенно отстали от тех структурных преобразований, которые проходили в ОАО «РЖД». В этой связи мы с юристами других дорог направили свои предложения по дальнейшему совершенствованию нормативных актов, регулирующих отношения в сфере железнодорожного транспорта, в правовой департамент ОАО «РЖД» для анализа, обобщения и дальнейшей законодательной инициативы в установленном порядке.

И наконец, мы обязаны исключить вероятность возникновения больших и малых имиджевых рисков, не допускать принятие неправомерных документов и договоров, бросающих тень на компанию в целом, чтобы не пострадала её деловая репутация. Мы несём ответственность за свои действия и всегда учитываем, что каждый наш специалист должен обладать профессиональными знаниями, иметь опыт работы с предприятиями железнодорожного транспорта, быть коммуникабельным и исполнительным. Пользуясь случаем, хочу отметить высокий профессионализм своих коллег Елены Янкиной, Натальи Каляновой, Константина Рожнова.

– Дмитрий Анатольевич, юридическая служба на железной дороге имеет свою специфику. Для неё не подходит юрист, не имеющий специальной подготовки. Что за источник, который подпитывает вашу службу грамотными специалистами?

– Профессии юристов обучают во многих вузах. Но для работы в ОАО «РЖД» требуется особая квалификация. Работа с железнодорожным транспортом регулируется множеством нормативных актов. Поэтому, когда к нам приходят молодые специалисты, они получают хорошую практику по применению правовых знаний в области железнодорожного права под руководством опытных юристов Елены Петровой, Бориса Рябинина, Елены Ефремовой, Ирины Пушкарёвой.

Понятно, что юристами не рождаются. Расскажите, как вы сами пришли на железнодорожный транспорт?

– Случилось это в 2005 году, когда меня приняли юрисконсультом в локомотивное депо Новая Чара. Там я проработал более трёх лет. До этого я окончил исторический факультет Читинского педагогического института и почти семь лет был преподавателем истории в Чаре. После этого в течение пяти лет работал в Каларском районном суде Читинской области. Одновременно учился в Правовой академии министерства юстиции РФ в Иркутске и таким образом пошёл по стопам своего отца, Липатова Анатолия Тимофеевича. Он в своё время окончил юридический факультет ИГУ, в котором в настоящее время получает юридическую специальность моя дочь Екатерина.

– Вашу службу нередко обвиняют в излишней предвзятости?

– Юридическая служба не пропустит на подпись начальнику дороги документы, не соответствующие требованиям российского законодательства и ОАО «РЖД». В соответствии с действующим регламентом к нам поступают документы на последнем этапе их согласования. Случается, что некоторые из них мы отправляем на доработку. Бывает, что нас за это обвиняют в бюрократизме и волоките. Но это, разумеется, не наша прихоть. За каждой ошибкой в документе могут стоять миллионы рублей убытков. За каждым приказом стоят судьбы людей.Среди некоторых руководителей бытует мнение, что вся дорога работает, а юристы прохлаждаются. Это от недостатка информации о нас. Наша работа особо не афишируется. Но у нас есть своя отчётность и своя статистика. Имеется немало своих трудностей, прежде всего связанных с поездками и ненормированным рабочим днём. Чтобы собрать полный комплект документов для доказывания нашей позиции, приходится выезжать в командировки и в другие субъекты РФ.

В настоящее время в одном из читинских судов рассматривается дело по оспариванию права собственности на подъездной путь станции Северобайкальск с одним из наших контр-агентов. Документы, подтверждающие нашу позицию по делу, мы собирали в различных учреждениях и предприятиях Тынды, Хабаровска, Новосибирска и даже Волгограда.

Порой для участия в судебном заседании продолжительностью в час-полтора надохишься в пути до трёх суток. А с учётом того, что судебные заседания часто откладываются по различным объективным и субъективным причинам, время нахождения в командировках увеличивается до нескольких недель.

В заключении я хотел бы выразить благодарность руководству дороги, дирекций, дочерних обществ за понимание, плодотворное сотрудничество. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех железнодорожников и членов их семей с наступающим Новым годом, пожелать им здоровья, счастья, благополучия и процветания!

Александр Иванов. Фото автора
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/