Первая среди учителей

Самая лучшая образовательная траектория – это соединение мысли с интересом.<br />
<br />
Избрав много лет назад своим жизненным принципом знаменитое изречение Эйнштейна «Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного», отличник народного образования учитель физики нижнеудинской школы-интерната № 26 Наталья Прокушева старается достучаться до каждого учащегося, вовлекая его в науку.<br />

Самая лучшая образовательная траектория – это соединение мысли с интересом.

Избрав много лет назад своим жизненным принципом знаменитое изречение Эйнштейна «Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного», отличник народного образования учитель физики нижнеудинской школы-интерната № 26 Наталья Прокушева старается достучаться до каждого учащегося, вовлекая его в науку.

И совсем не случайно, что по результатам конкурса среди педагогов отраслевых образовательных учреждений ОАО «РЖД» ей присуждено звание «Лучший учитель».

За что такая честь? Скажем общими словами: за воспитание в своих учениках творческого начала. Как учитель физики она дополняет учебный процесс тем, что нацеливает своих подопечных на интеллектуальное саморазвитие и собственный поиск. Инструменты не новые, но учитель их так реализует, что ученики вырабатывают способность гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Такой методологический подход даёт отличные результаты. Изучая физику, учащиеся самостоятельно раздвигают горизонт познания. И буквально с нетерпением ждут очередного урока. А самые увлечённые с удовольствием остаются на внеурочные занятия. На одном из них и я побывал.

Собравшейся группе учеников из девятых и десятых классов Наталья Анатольевна рассказывала о свойствах электричества и магнитных волнах. Занятие длилось два часа, но время пролетело незаметно. По настроению ребят чувствовалось, что они готовы были продолжать и дальше слушать учителя. Из таких увлечённых детей, подумалось мне, и вырастают будущие учёные...

Наталья Анатольевна, правда, мой восторг не поддержала. Закрыв классный журнал по окончании занятия, она улыбнулась:

– Конечно, я не ставлю цель сделать из них учёных. Да это и невозможно. Просто стараюсь по мере сил и возможностей пробудить у них стремление к инновациям. Поэтому содержание своего предмета наполняю максимальной информацией о новейших разработках в атомной физике, энергетике, машиностроении, железнодорожной отрасли, помогаю выбрать и разработать проект...

С некоторыми работами ребят, обучавшихся у Натальи Анатольевны, мне удалось познакомиться.

Начал с тоненькой книжки под названием «Как добыть кедровые шишки без риска для жизни», составленной ученицей Анной Черкасовой в стиле наставления для начинающих сборщиков дикоросов. Памятку открыл ради интереса, а прочитал залпом. Когда дошёл до последней страницы, пожалел, что нет продолжения, и вспомнил слова учителя: прочитайте, может быть и вас заинтересует этот опыт.

Ну какой, казалось бы, опыт заготовки ореха может быть у городской школьницы? Оказывается, может. В тридцатистраничной книжке действительно есть что взять на заметку взрослому. Хотя бы процесс изготовления приспособлений для добычи шишек вручную.

А началось всё с того, что Аня, уходя на летние каникулы, подошла к Наталье Анатольевне и предложила дать описание технологии заготовки шишки. И, получив одобрение, вместе со своим папой отправилась в тайгу добывать кедровый орех. Таёжный «экстрим» увенчался успехом.

Впрочем, это один из примеров самореализации учащимися школы-интерната собственных творческих амбиций.

Под руководством Натальи Анатольевны родились сотни проектов на различные темы. Есть и такие, которые предназначены для железной дороги. Например, Павел Купреев разрабатывал устройство для дистанционного замера электрического напряжения, Артём Миронов изготавливал для этой цели индикатор-браслет. А выпускница школы-интерната, студентка ИрГУПСа Татьяна Бикетова составила сборник задач по теории относительности Эйнштейна, адаптированный для учащихся старших классов средней школы.

– Придя на первый в своей жизни урок физики в седьмом классе, я влюбилась в этот предмет, – так Татьяна выразила однажды Наталье Анатольевне свою признательность. – Каждый урок у вас был интересным и открывал столько тайн, что череда их казалась бесконечной. Каждое занятие – это интересные опыты, данные о новых исследованиях в области физики, научные фильмы.

Наталья Анатольевна, по словам Татьяны, постоянно развивает в своих учениках способность мыслить нестандартно, быстро искать решение, проявлять инициативу и, самое главное, – придумывать. Во время занятий всегда присутствовал азарт к решению задач, пониманию сути новой темы.

В минувшем учебном году, представляя свои групповые и одиночные проекты на международных, всероссийских, дорожных, муниципальных олимпиадах по физике, подопечные Прокушевой становились девять раз их победителями и дипломантами.

У Натальи Анатольевны много и собственных высот. Два года назад по итогам опроса нижнеудинской газеты «Путёвка» она была названа одной из лучших учителей города. Тогда же её имя было занесено в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России» (в номинации «Учитель»).

– А самая моя большая высота – это мои ученики, – говорит она, когда заходит речь о достижениях. – Всё, что почерпнули на уроках физики, они через поиск хотят отдать людям.

И верно: что отдал – то твоё.

Александр иванов. Фото автора
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/