Смотрители Байкальского тоннеля

Стратегический объект требует идеального содержания.
Здесь, в гранитной толще величественного перевала Дабан, тоннелестроители в сложных горно-геологических условиях набирались ценнейшего опыта, который впоследствии очень пригодился им при сооружении уникального тоннеля-гиганта. Даже знаменитые раздвижные ворота поначалу предназначались для Байкальского подземного коридора, но в конце концов их всё же установили на порталах Северомуйского: они там нужнее, рассудили инженеры-проектировщики.

О. Алексеев и Ф. Ераскумов пробивают дренажные шпуры Восточный портал тоннеляСтратегический объект требует идеального содержания.

Здесь, в гранитной толще величественного перевала Дабан, тоннелестроители в сложных горно-геологических условиях набирались ценнейшего опыта, который впоследствии очень пригодился им при сооружении уникального тоннеля-гиганта. Даже знаменитые раздвижные ворота поначалу предназначались для Байкальского подземного коридора, но в конце концов их всё же установили на порталах Северомуйского: они там нужнее, рассудили инженеры-проектировщики.

Тем не менее и сегодня в открытый всем ветрам Байкальский тоннель так просто «с улицы» не зайдёшь: ещё на подходе к Восточному порталу нас встречают бравые бойцы ведомственной охраны, вооружённые автоматами Калашникова. Из-за ворота тёмно-синей униформы виднеются полосатые десантные тельняшки – чувствуется, что у ребят армейская выучка.

– Здравствуйте, ваше удостоверение и пропуск, пожалуйста! – лица охранников, находящихся при исполнении, в меру приветливые и в то же время строгие, а взгляд – цепкий, изучающий…

 

Документы оказываются в порядке, и нас под надсадный лай сторожевых овчарок пропускают за охраняемый периметр «укрепрайона», огороженного колючей проволокой, спиралью Бруно и взирающего на окрестную тайгу глазами-амбразурами пулемётных точек.

В транспортно-дренажной штольне стоит готовый к отправлению мини-поезд. Этот вид подземного транспорта является большим подспорьем для работников Байкальского участка №2: ведь при весьма солидной протяжённости тоннеля (почти семь километров) пешком из конца в конец, да по нескольку раз за смену, не набегаешься.

Сегодня «на запад» выдвигается звено слесарей-электромонтёров по ремонту электрооборудования во главе с Алексеем Чудоквасовым. Они с ветерком проедутся до середины тоннеля и займутся там ремонтом системы освещения. Каждый из 750 светильников предстоит снять с верхотуры, разобрать, очистить от копоти и грязи, установить на место уже с новой энергосберегающей светодиодной лампой. На каждый светильник уходит более двух часов, так что завершить эту работу планируется к концу лета.

 

Там, в середине тоннеля, луч фонаря выхватывает из мрака две неясные фигуры в сигнальных жилетах со светоотражающими полосками и участок бетонной стены в тёмных потёках. Здесь ликвидируют водопроявления ремонтник искусственных сооружений Олег Алексеев и тоннельный рабочий Филипп Ераскумов. Под грохот отбойного молотка электромеханик Байкальского участка №2 Олег Маркарян поясняет, что на бетонную обделку тоннеля постоянно воздействуют агрессивные факторы: вода, тектонические процессы, в зимний период подключаются морозы…

Тем временем метровые дренажные шпуры утепляются греющим кабелем, а льющаяся из них вода отводится в дренажный лоток. Всё, теперь на этом пикете полный порядок.

 

Звено Алексея Чудоквасова обновит 750 светильников Электропоезд – вахтовка подземного объекта– За полгода нашей дистанцией выполнен солидный объём работ по текущему содержанию и капитальному ремонту тоннелей, галерей и подпорных стенок, – говорит после окончания нашего подземного путешествия исполняющий обязанности начальника ПЧ-24 Анатолий Фимушин. – Так, выполнен капитальный ремонт отрясённых блоков в Северомуйском тоннеле – более 81 погонного метра. Пробурено порядка 170 метров дренажных скважин и шпуров в Байкальском тоннеле, произведено утепление пенополистиролом 930 метров дренажных лотков в Култукских тоннелях, выполнена смазка и протяжка 2080 штук закладных и клеммных болтов в Северомуйских обходных тоннелях. Дел, в общем, хватает…

 

Ремонт блоков очередной железобетонной подпорной стенки на 1023-м километре перегона Дабан – Гоуджекит ведут тоннельный рабочий Игорь Лузгин, машинист компрессорной установки Антон Коньшин и старший звена ремонтник ИССО Анатолий Герасименко.

– Хотя здесь за тридцать с лишним лет ничего серьёзного с окрестных гор не сходило – ни селей, ни камнепадов и лавин, но мы тем не менее стараемся содержать все свои сооружения в идеальном состоянии, – говорит Анатолий, споро и сноровисто управляясь с мастерком и бетонным раствором.

И как бы подтверждая его слова, басовитым гудком оглашает горные отроги промчавшийся мимо нас скорый поезд, взявший разбег перед долгой дорогой до Москвы…

Сергей Ринчинов (фото автора)
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/