Ирина Таскаева: В школы должны прийти работать мужчины.

О грядущих новшествах, которые ожидают учреждения образования компании в регионе деятельности ВСЖД, мы попросили рассказать начальника сектора образовательных учреждений службы управления персоналом магистрали Ирину Таскаеву. Для такого разговора именно в начале марта было два повода: Международный женский день (а основная часть работников педколлективов представлена женщинами) и торжественное закрытие Года учителя на ВСЖД, запланированное на середину месяца.

О грядущих новшествах, которые ожидают учреждения образования компании в регионе деятельности ВСЖД, мы попросили рассказать начальника сектора образовательных учреждений службы управления персоналом магистрали Ирину Таскаеву. Для такого разговора именно в начале марта было два повода: Международный женский день (а основная часть работников педколлективов представлена женщинами) и торжественное закрытие Года учителя на ВСЖД, запланированное на середину месяца.

 – Год учителя был ознаменован для педагогов-железнодорожников большим событием. В октябре 2010 года в ОАО «РЖД» была утверждена концепция развития дошкольного и школьного образования со сроком реализации до 2015 года. Ирина Станиславовна, к каким изменениям следует готовиться нашим педагогам? И чем отличается концепция компании от национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»?

– Начну с того, что концепция для наших педагогов — не новость. Все предварительные материалы по ней обсуждались в наших коллективах. Когда президент России Дмитрий Медведев объявил о необходимости модернизации системы образования как одного из фундаментальных компонентов, дающих импульс для развития страны, глава нашей компании Владимир Якунин грамотно подошёл к вопросу: разрабатываемая в ОАО «РЖД» концепция должна быть в едином направлении с национальной.

 

Главенствующей в ней является такая мысль: образование должно быть доступным и качественным. Что означает для нашей дороги понятие «доступное образование»? Железнодорожникам, которые живут на малых станциях, компания гарантирует, что их дети получат хорошее среднее образование, несмотря на удалённость от городов на сотни километров. А понятие «качество» означает то, что уровень образования должен соответствовать определённым требованиям. Правда, есть небольшое «разночтение» с реальным положением дел – в России, как вы знаете, до конца не определились с образовательными стандартами. Ещё один компонент концепции РЖД – эффективность вложений в систему образования. Предлагается создавать учебные учреждения как пилотные площадки, на базе которых будут отрабатываться новые образовательные подходы.

Концепция строится на принципах национальной стратегии «Наша новая школа». Но имеет свой уклон, железнодорожный. Первое направление – кадры. Поставлена задача увеличить количество мужчин в педколлективах, специалистов с кандидатскими званиями, омолодить коллективы. Средний возраст педагогов в наших школах около 50 лет. Исключение составляют коллективы школы-интерната №22 на ст. Улан-Удэ и лицея №36 на ст. Иркутск-Пассажирский. Здесь работает много молодёжи.

 

– Значит, в канун 8 Марта педколлективы можно смело поздравить с ожидаемым разрешением гендерного перевеса в школах?

– Да, в школы должны прийти работать мужчины. Об этом говорил и президент страны Дмитрий Медведев при рассмотрении вопроса о реформировании армии и МВД.

Второе направление концепции – качество образования. Мы должны перенять лучший мировой и отечественный педагогический опыт, который был наработан в стране со времён Советского Союза. И опыт, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим. Стоит задача воспитывать кадры для «РЖД» всех уровней – от простого рабочего до топ-менеджера.

Так, качество образования выливается в третье направление концепции – профориентационную работу. И последнего направления, замечу, нет в национальной программе. Профориентационный раздел спланирован не с детского сада, а с семьи, что очень актуально.

 

Четвёртым направлением является работа с одарёнными детьми. Если ребёнок имеет те или иные наклонности, то для их развития необходимо создать благоприятные условия. И мы знаем, что результат будет. Как пример: три прошлогодних выпускника лицея №36 вместе с аттестатами зрелости получили свидетельства ОАО «РЖД» о рационализаторских предложениях.

Большое направление в концепции уделено вопросам укрепления материально-технической базы учебных учреждений. Нам нужны опережающие программы, хорошие лабораторные условия, чтобы мы в процессе подготовки детей смогли снивелировать те образовательные «ножницы», которые сегодня существуют между средней школой и вузом.

 

– А главный, финансовый вопрос решён?

– По всем пяти направлениям. Уже выделены средства на первый квартал 2011 года по работе с одарёнными детьми – 1,5 млн рублей, 2,5 млн – на довузовскую подготовку. Есть финансирование на второй квартал для организации передовых школ. И здесь нам не надо открывать Америку. У нас немало учреждений, которые работают по своим педагогическим технологиям, получившим статус «передовых». Площадкой по вопросам здоровьесберегающих технологий стала школа-интернат №22 на ст. Улан-Удэ, экологии – школа-интернат №21 на ст. Танхой, профориентационной работы – школа-интернат №23 на ст. Слюдянка, работы с одарёнными детьми – иркутский лицей №36.

Хочу заметить, что существует три варианта финансовой части этой концепции: при условии продолжения кризиса, стабильной работы компании или роста её показателей. И это всё означает одно – руководство компании настроено реализовать концепцию в любом случае.

 

– Остаётся только, чтобы педколлективы заняли активную позицию?

– Все наши учреждения готовы к реализации концепции. В 2006 году мы провели сетевую школу на ВСЖД. Тогда наш передовой и на тот момент уже многолетний опыт по лицейскому движению стал доступен всем остальным. На сетевой школе – 2010, которая проходила в Хабаровске, мы ещё раз убедились – наши наработки прижились на сети и дают результаты.

 

Компания «РЖД» идёт навстречу нашим проектам. И сегодня некоторые наши направления деятельности рассматриваются как пилотные. Поддержку со стороны компании учреждения образования на ВСЖД получают серьёзную. Например, в 2010 году был сдан в эксплуатацию новострой – профцентр с вагоном-тренажёром при слюдянской школе-интернате №23, которая является базовой площадкой для проведения научно-исследовательских конференций и технических олимпиад среди учеников профильных классов системы довузовской подготовки. Сейчас в Слюдянке завершается строительство актового зала, необходимого для проведения мероприятий лицейского движения.

Стабильно более 80% наших выпускников профильных классов становятся студентами ИрГУПСа. Тот, кто прошёл лицейское движение, уверенно вливается в учебный процесс железнодорожного вуза.

 

– Торжественное подведение итогов Года учителя на ВСЖД будет проведено в середине марта. Предлагаю подвести предварительные итоги сейчас – в канун 8 Марта.

– Сейчас могу сказать, что во время торжества будет вручено много наград. Пять педагогов получат именные часы от начальника ВСЖД, более 30 человек – почётные грамоты.

Награды и призовые 50 тысяч рублей вручат коллективам, ставшим победителями дорожных конкурсов на лучшую методическую разработку, библиотеку, профориентационный кабинет. И это немало с учётом того, что в Год учителя только дорожные награды получили почти полсотни человек. Вручён знак «Почётный работник образования РФ» заведующей детсадом №224 на ст. Иркутск-Сортировочный Надежде Козулевой, старшему воспитателю детсада №208 на ст. Нижнеудинск Светлане Гузяевой, заместителю заведующей детсадом №233 на ст. Улан-Удэ Вере Шурыгиной, учителю школы-интерната №23 на ст. Слюдянка Елене Сизых, заместителю директора иркутского лицея №36 Татьяне Шереховой. Награждены грамотами Министерства транспорта РФ заведующая детсадом №213 на ст. Слюдянка Наталья Корытова, заместитель директора школы-интерната №26 на ст. Нижнеудинск Наталья Стриевич. Наград много. И, думаю, их будет не меньше в период реализации концепции.

Лейла Мустафаева (фото автора)
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/