Станет депо заводом

В ВЧДР Нижнеудинск началась подготовительная работа по переходу на заводские виды ремонта подвижного состава.
Недавно группа нижнеудинских вагонников во главе с начальником депо Евгением Механиковым побывала на Алтае. Наши специалисты ознакомились с опытом Барнаульского вагоноремонтного завода и Алтайского вагоно-строительного завода, где воочию смогли ощутить специфику работы ведущих предприятий России.

Начальник ВЧДР-2 Евгений МеханиковВ ВЧДР Нижнеудинск началась подготовительная работа по  переходу на заводские виды ремонта подвижного состава.

Недавно группа нижнеудинских вагонников во главе с начальником депо Евгением Механиковым побывала на Алтае. Наши специалисты ознакомились с опытом Барнаульского вагоноремонтного завода и Алтайского вагоно-строительного завода, где воочию смогли ощутить специфику работы ведущих предприятий России.

– По поручению вице-президента ОАО «РЖД» Алексея Воротилкина в начале текущего года была проведена оценка возможностей вагоноремонтного депо Нижнеудинск на предмет организации капитального ремонта с продлением срока полезной эксплуатации (КРП) нефтебензиновых цистерн, универсальных полувагонов, а в перспективе – их строительства, – рассказывает начальник Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов Евгений Мальцев. – Алтайская командировка пришлась как нельзя кстати. Конечно, у западносибирцев есть чему поучиться. К примеру, Барнаульский завод, несмотря на статус вагоноремонтного, начиная с 2007 года наладил выпуск новых вагонов модели 12-9780. Продукция ОАО «Алтайвагон» – около 20 моделей вагонов различных типов и конструкций. Помимо этого, местные вагоностроители осуществляют капитальный и деповской ремонт подвижного состава. Два года назад заводчане задействовали автоматическую формовочную линию итальянской компании «Savelli» производительностью более 25 тысяч тонн стального литья в год, чем обеспечивается потребность предприятия в основных деталях ходовой части вагона. Алтайский вагоностроительный завод (головное предприятие находится в Новоалтайске, кроме того, есть филиалы в Рубцовске и Кемерове) является фактически единственным поставщиком крытых грузовых вагонов для России и стран СНГ. Основная часть продукции реализуется в нашей стране, остальная идет на экспорт в Казахстан, Эстонию, Узбекистан и Монголию.

 

Нынешний год – особый в 75-летней истории Нижнеудинского депо. Исполнилось 10 лет после перевода его на новые мощности. С этого момента оно специализируется на деповском и капитальном ремонте цистерн. Тогда же на берегах Уды были задействованы самые мощные на Восточно-Сибирской дороге вагонно-колесные мастерские.

Этим переменам предшествовала непростая эпопея строительства, которая была начата еще в 1979 году. Заказчиком являлось Главное управление вагонного хозяйства МПС СССР. Источником финансирования служили государственные капитальные вложения. Проектная мощность завода – ремонт 20 тысяч полувагонов в год. Пуск первой очереди намечался на 1986 год.

– Однако из-за недостаточной мощности строительных организаций генподрядчика – Министерства транспортного строительства СССР – пуск неоднократно срывался и переносился, – напоминает главный инженер предприятия Сергей Куприенко. – В конце концов после 1989 года, когда большое количество полувагонов осталось в странах СНГ, а ремонтные мощности в России были достаточно велики, строительство завода было вовсе приостановлено.

 

В 1993 году незавершенное строительство было передано на Восточно-Сибирскую дорогу. По инициативе тогдашнего начальника ВСЖД Геннадия Комарова было принято решение о перепрофилировании завода на производство деповского и капитального ремонтов четырехосных нефтебензиновых цистерн. Дальнейшее возведение продолжалось за счет средств централизованного инвестиционного фонда Министерства путей сообщения РФ. Титул строительства не был изменен, и потому в 1999 году первые мощности были введены как вагоноремонтный завод. Между тем на них было переведено вагонное депо Нижнеудинск (ВЧД-2). Организационно предприятие входило в состав службы вагонного хозяйства, поэтому было принято решение о переоформлении введенных мощностей в статус вагонного депо.

По словам заместителя начальника техотдела Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов Валерия Бачурина, сейчас, в связи со старением вагонного парка страны, возникает спрос не только на новый подвижной состав, но и, в неменьшей степени, на капитальный ремонт вагонов с продлением срока полезной эксплуатации (КРП). Только на ВСЖД насчитывается около 6800 четырехосных нефтебензиновых цистерн, срок службы которых истекает. Имеющиеся площади и мощности вагоноремонтного депо Нижнеудинск вполне позволяют провести освоение КРП цистерн и полувагонов, а в дальнейшем перейти и к их строительству.

 

Нижнеудинское вагоноремонтное депо– Решение руководства отрасли о поэтапном переводе нашего предприятия на заводские виды ремонта и выпуск новой продукции, не скрою, было встречено в нашем коллективе с вполне оправданным оптимизмом, – говорит начальник депо Евгений Механиков. – Давайте рассуждать. Сейчас мы оздоравливаем нефтебензиновые цистерны. Однако вполне очевидно, что после завершения строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан потребность в этом виде подвижного состава уменьшится. И вот тут-то как нельзя кстати для нас станет капитальный ремонт с продлением срока полезной эксплуатации не только цистерн, но и полувагонов.

Технологическая реорганизация производства в ВЧДР-2 должна пройти в несколько временных этапов. К работе по реформированию предприятия подключились специалисты «Инженерного центра вагоностроения» из Санкт-Петербурга. Они уже внесли свое заключение в ЦДРВ о прохождении необходимых процедур по приданию вагонному депо Нижнеудинск статуса вагоноремонтного завода, а в дальнейшем – и вагоностроительного предприятия.

У нижнеудинских вагонников есть многое для того, чтобы все задуманное шаг за шагом претворялось в жизнь. Кадры, занятые в процессе неразрушающего контроля и на сварочных наплавочных работах, имеют необходимую квалификацию. По словам главного технолога депо Владимира Трухина, к выпуску нестандартного оборудования помимо экспериментального участка ВЧДР-2 подключился Алзамайский ремонтно-механический завод. В активную стадию вступает инженерная проработка расположения новых производственных участков. Благо, что все они спокойно могут разместиться в уже существующих цехах. Достаточно заметить, что только площадь главного корпуса депо составляет 5,5 гектара, а общая плошадь вагонного ремонтного депо – более 80 гектаров.

Борис Ступин. Фото автора
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/