Дорогой ты наш рубль

На пленуме дорпрофсожа обсуждались вопросы защиты прав железнодорожников в условиях реформы.
Только совместными усилиями руководства и профактива дороги можно преодолеть последствия глубокого экономического кризиса. В этом были едины участники шестого пленума дорпрофсожа, прошедшего в прошлую пятницу.

Выступает Валерий НемчевскийНа пленуме дорпрофсожа обсуждались вопросы защиты прав железнодорожников в условиях реформы.

Только совместными усилиями руководства и профактива дороги можно преодолеть последствия глубокого экономического кризиса. В этом были едины участники шестого пленума дорпрофсожа, прошедшего в прошлую пятницу.

 

Грузов становится меньше

Объем перевозок на сети неуклонно снижается. В ноябре этот краеугольный показатель уменьшился на 20,1%. Восточно-Сибирская магистраль хоть и сумела осилить скорректированную программу объема погрузки в последний осенний месяц, но тоже ощутила болезненный удар по перевозочному процессу.

Этот факт никак не могли обойти участники профсоюзного пленума. К примеру, с его трибуны председатель теркома на Иркутском отделении Андрей Карабанов сообщил, что на днях трудовой коллектив  «дал добро» на введение режима укороченного рабочего времени части коллектива на такой ключевой станции, как Иркутск-Сортировочный.

– Мы начали «проедать» то, что было создано в прошлые, относительно благополучные годы, – отметил на пленуме заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Валерий Немчевский. – Первые дни декабря показали, что по грузообороту Восточно-Сибирская отстает от плана на добрых 10%. А ведь один процент грузооборота «содержит» 800 человек контингента на дороге. И в этой непростой ситуации нам надо и людей сохранить, и удержать социальный пакет.

 

Ипотека отстает от запросов

Многозначительную цифру озвучил с трибуны пленума докладчик по основному вопросу повестки дня – председатель дорпрофсожа Александр Старцев.

– На каждый рубль, идущий на социальные программы, нам необходимо заработать 12, – заявил он.

Да, рубль на магистрали сегодня поистине дорогой. Очень трудно его заработать в условиях спада перевозочного процесса. Красной нитью в выступлении профсоюзного лидера дороги была проведена мысль о жизненной необходимости зарабатывания денег на льготы железнодорожникам. В том числе и на объектах социальной сферы. В жесткой конкурентной борьбе сможет выжить тот коллектив, кто на деле доказал умение эффективно управлять и рачительно хозяйствовать, считает Александр Старцев. Между тем колдоговором Восточно-Сибирской и других структур (ДЗО и ОАО) предусмотрены в условиях реформирования отрасли внушительные социальные гарантии работникам и членам их семей.

Важнейшие среди них – строительство и покупка жилья. На конец ноября только на дорожном учете по оказанию корпоративной поддержки для приобретения жилья в собственность состоял 2221 человек. Программой этого года предусмотрено по ипотечным кредитным договорам оказать поддержку 321 железнодорожнику на сумму в размере 685,8 млн руб. Тем не менее в целом ипотека (и эта озабоченность была высказана с трибуны пленума) отстает от запросов работников ВСЖД. А для представителей ДЗО и ОАО она пока вообще недоступна.

 

Александр Старцев вручает благодарность председателю профкома ВЧДР Тайшет В.АдиковуНе забываем ветеранов

– Руководство магистрали полностью выполняет пункты колдоговора, касающиеся наших пенсионеров, – считает председатель дорожного совета ветеранов Александр Степанов. – Однако на некоторых предприятиях, особенно в двух десятках дочерних и зависимых обществ, дела обстоят хуже. Многие из них вошли в новые формы хозяйствования с большими социальными проблемами.

И действительно, на ряде предприятий, вышедших из системы ОАО «РЖД», для ветеранов социальная планка значительно снижена. К примеру, в ОАО «ТрансВудСервис» уже в течение полугода они вообще не получают никаких льгот.

Железнодорожная отрасль одна из немногих, где планомерно и системно заботятся о своих ветеранах. В последние годы на дороге пакет социальных гарантий для них расширялся. Сохранено право бесплатного проезда по годовому билету в пригородном сообщении и разовая поездка в купейном вагоне. Им выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд при первом увольнении на заслуженный отдых. Оказывается и ежемесячная материальная помощь неработающим пенсионерам. Сегодня на магистрали отраслевую пенсию через НПФ «Благосостояние» получают 8609 ветеранов, а ее средний размер достиг 3070 рублей.

На пленуме была высказана озабоченность по поводу пусть и небольшого, но снижения количества негосударственных учреждений медицины и числа койко-мест в них. В то же время реформа нузов на дороге и отдельные случаи закрытия круглосуточных стационаров не всегда происходят с учетом мнения членов профкомов. В целом затраты на оздоровление работников составили за девять месяцев этого года 83,8 млн руб., а на пенсионеров руководство дороги выделило 20,4 млн руб.

На Восточно-Сибирской ныне действуют три самостоятельных центра реабилитации локомотивных бригад, пять – на базе санаториев-профилакториев и один – в ТЧ Слюдянка. Несмотря на общую тенденцию роста количества работников, прошедших реабилитацию, еще не достигнуто стопроцентное оздоровление на третьем уровне – ушедших в отпуск.

 

Культура и труд рядом идут

Профсоюзный актив дороги традиционно уделяет большое внимание удовлетворению культурных запросов железнодорожников и членов их семей. И в этом году, как было доложено участникам пленума Александром Старцевым, 150 наших ребятишек побывают на большой Кремлевской елке в Москве. В дорпрофсоже даже создан штаб по подготовке этой, наверняка оставящей след в душах ребят, поездки. Кстати, в уходящем году всеми видами отдыха были охвачены 6283 ребенка.

– 80% наших мероприятий направлены на поддержание имиджа компании, – отметил на пленуме директор Северобайкальского центра культуры Борис Дудик. – Только на новогодних утренниках у нас побывают 1700 ребят. Мало того, мы готовы принять детей с других станций Восточно-Сибирской. А по поводу зарабатывания денег и у нас есть проблемы. Например, мы готовы сдать в аренду часть помещений в ДК «Железнодорожник» Северобайкальска. Есть и предприниматели, которые желают заселиться к нам, а вот документально оформить право на аренду и выставить реальную оплату никто пока не может. Вопрос завис в воздухе.

Всего на 14 объектах культуры дороги действуют 140 клубных формирований, в которых занимается более четырех тысяч человек, в том числе 2500 железнодорожников. В компании реализуется концепция в области культуры. На первом этапе (2009-2010 годы) предусматривается создание дочернего общества на базе объектов этого профиля. В дорпрофсоже рассмотрен проект этой концепции, все предложения и замечания направлены в ЦК профсоюза.

 

Энергия молодых дорогого стоит

Большое внимание в докладе председателя дорпрофсожа было уделено работе с молодежью. Исполнилось десять лет, как Роспрофжел начал вести как самостоятельное направление работу по защите прав молодых. Именно с этого времени из молодых начал формироваться резерв для деятельности в выборных профсоюзных органах всех уровней.

Тогда работа началась с создания молодежных советов при теркомах и дорпрофсоже. Ныне на дороге энергично действуют немало молодых лидеров, готовых на равных взаимодействовать со старшими коллегами по социальному партнерству. Сегодня продолжает формироваться и укрепляться качественно новый актив молодых железнодорожников в региональном профдвижении. В состав первичных профсоюзных организаций входят более 300 человек в возрасте до 30 лет.

Молодежь в профсоюзе, как единодушно посчитали участники пленума, не может и не должна быть обособленной. Поэтому решено разработать проект программы обучения профактива «Школа молодого профсоюзного лидера». Предстоит и дальше на местах вовлекать членов молодежных советов в деятельность комиссий по безопасности движения поездов, рекомендовать их к выдвижению уполномоченными по охране труда. Необходимо усилить информационную работу по освещению деятельности советов молодых железнодорожников.

 

*  *  *

Работа пленума шла в деловом режиме. Уже к обеду, «не растекаясь мыслью по древу», профсоюзные активисты рассмотрели семь пунктов повестки дня. Важнейшие среди них – совершенствование структуры этой организации и взаимодействие между профсоюзными формированиями различных уровней, информационная составляющая деятельности дорпрофсожа, его работа за период между пятым и шестым пленумами. А после обеда профактив Восточно-Сибирской за круглым столом встретился с руководителями экономического блока магистрали. И там разговор шел, конечно, о минимизации потерь Восточно-Сибирской, вызванных снижением деловой активности региональных грузоотправителей.

Александр Филиппов (фото автора)
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/