фото: Пресс-служба ВСЖД

У магистрали есть решения по запросу на инновации

На минувшей неделе завершил работу координационный совет начальников железных дорог. Он впервые прошёл в формате видеоконференции и показал, что по-прежнему является эффективным инструментом для обмена мнениями. Генеральный директор компании высоко оценил степень подготовки и проработки вопросов и предложений по заданной повестке.
Темами для дискуссий и обсуждений стали живые вопросы, актуальные для всех филиалов ОАО «РЖД», а именно совершенствование перевозок на основе анализа процессных моделей, развитие культуры безопасности, улучшение работы вокзальных комплексов и модернизация прилегающих территорий.

Что касается оптимизации управления перевозками через призму процессного подхода, Восточно-Сибирской дорогой были детально изучены существующие модели и проработаны предложения. В ходе анализа нами отмечен ряд процессов инфраструктурного комплекса, которые можно усовершенствовать.

К примеру, сегодня ограничения скорости движения поездов по результатам прохода вагона-путеизмерителя устанавливаются с понижением на 10 или 20 км/ч – в зависимости от градации величины неисправности. Такая система удобна для принятия решений человеком в ручном режиме, однако в существующих условиях необходим переход к более гибким и точным решениям. При определённых настройках в автоматизированных системах вагона-путеизмерителя за счёт уменьшения диапазона скоростей движения до 1–5 км/ч при принятии решения можно существенно расширить резервы для пропуска поездопотока.

Ещё один показательный пример ручного управления – это ограничение скоростей движения при наступлении низких температур. Сегодня реализацией данного процесса занимается диспетчерский аппарат в ручном режиме, хотя и с применением ряда информационных систем.

Проанализировав цепочку передачи информации с датчиков температуры окружающего воздуха и температуры рельсов, мы пришли к выводу: для оперативного поступления на борт локомотива информации об установленных и отменённых предупреждениях можно использовать лишь одну систему информирования машиниста (СИМ).

При этом из цепочки процесса полностью или частично исключается диспетчерский аппарат и, соответственно, человеческий фактор. Резерв, высвободившийся за счёт своевременности и оперативности отмены таких ограничений, позволит существенно повысить пропускные способности участков в определённые временные интервалы.

Эти предложения, разумеется, требуют дополнительного изучения и проработки на базе отраслевых научных организаций, дорога при этом готова стать пилотной в реализации проектов.

О совершенствовании вокзальной системы. Здесь компания видит необходимость разработки и внедрения стандарта развития вокзальных комплексов и прилегающих территорий ОАО «РЖД». При этом специалистами на координационном совете было высказано, что анализ показывает дефицит сервиса на вокзалах или ситуацию, когда зачастую сам вокзал активен и является городской точкой притяжения, а прилегающая территория – нет. В их числе был назван вокзал Иркутск-Пассажирский. В качестве большого плюса при внедрении стандарта развития вокзальных комплексов специалисты отмечали, что это позволит работать экономично, а не каждый раз создавать новый проект. При этом важным аспектом является понимание региональных особенностей и соединение с комфортной городской средой.

На основе опыта работы Восточно-Сибирской дороги мы предложили до момента внедрения нового стандарта передать помещения, задействованные в обслуживании пассажиров, находящихся на постах ЭЦ, на баланс подразделений пассажирского комплекса – чтобы вся инфраструктура находилась в руках профильной службы.

Немаловажным моментом является сохранение национального колорита при реконструкции здания вокзала. Так это было сделано в Улан-Удэ, где мы изменили конфигурацию кровли, добавили традиционные бурятские орнаменты в оформление фасада.

Все мы знаем, что в современных условиях пассажир использует электронные средства связи и получения информации. Исходя из этого, размещение данных в бумажном виде на стенах внутри помещений вокзальных комплексов устарело и по своей сути уже неактуально. Наше предложение состоит в том, чтобы в стандарте развития вокзальных комплексов предусмотреть электронные информационные панели получения информации, а также доступ к сети Интернет с учётом классности вокзального комплекса.

Кроме того, чтобы избежать хаотичного подхода к развитию вокзальной территории, требуется определить единые критерии содержания полосы отвода в зависимости от местных условий, сделать её коммерчески привлекательной.

Координационный совет показал, что запрос компании на внедрение инноваций весьма существенный, а технологическое и цифровое развитие приобретает приоритетный вектор. При этом совершенствование процессов должно быть привязано к экономике. Либо мы зарабатываем, либо теряем. Любые изменения прежде всего должны быть эффективны в финансовом отношении. На это и будем ориентироваться.

Василий Фролов, начальник Восточно-Сибирской железной дороги

© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/