фото: Александр Богачёв

Уверенный взгляд в прошлое

В летописи военных лет Владимир Ходий подтвердил, что уже тогда ВСЖД являлась крепкой связующей нитью для всего региона

«Коллегам из «Восточно-Сибирского пути» с уверенностью, что, не будь Транссибирской магистрали, мы бы не победили в Великой Отечественной войне. Гордитесь!» Такую дарственную надпись оставил в своей новой книге после встречи с коллективом редакции корреспондент ТАСС с более чем 30-летним стажем и составитель «Летописи Иркутской области 1941–1945» Владимир Ходий.

Личные счёты

Что побудило человека, всю жизнь посвятившего журналистике, заняться летописанием военных лет региона, удалённого как от линии фронта, так и от его родных краёв?

Владимир Васильевич родился в 1937 году на юге Украины, в городе Херсоне. Когда началась война, ему было четыре года. Уже в августе они с мамой и младшим братом попали «под оккупацию», а отец, служивший с 1939-го в Красной армии, оказался по ту линию фронта, начал войну под Смоленском и в первый год пропал без вести.

– Я хоть и был ребёнком, хорошо запомнил эти годы. Помню немцев, которые на деле оказались очень разными. К примеру, в нашем небольшом городке в 90 тысяч человек в дни оккупации был расстрелян практически каждый пятый. Я ощутил это особенно, поскольку улица, на которой мы жили, как раз входила в зону гетто. Но помню и то, как некоторые солдаты – видимо, вспоминая о доме и семье, – проявляли доброту к нам, чужим для них детям, – вспоминает Владимир Ходий.

Как очевидец тех событий Владимир Васильевич в канун 75-й годовщины Победы не мог остаться равнодушным. А поскольку судьбу свою Ходий связал с журналистской работой в Иркутской области, синергетическая связь этих двух обстоятельств и породила на свет калейдоскоп событий военного периода жизни Приангарья.

Издать книгу помогла субсидия министерства культуры и архивов Иркутской области и спонсорские средства.

Иркутск печатный

На страницах летописи Владимира Ходия – вся многогранная жизнь Иркутской области в годы войны. Подробно ознакомившись с печатными изданиями, поработав с архивными данными, составитель практически по дням воссоздал реалии жизни в тылу.

– В моей книге упоминается более тысячи текстов. Много внимания уделено культуре, науке, общественным событиям, есть и криминальные сводки. Быть может, поэтому чаще всего я ссылаюсь на публикации «Восточно-Сибирской правды», – отмечает Владимир Ходий.

В отличие от других изданий, которые в большей степени пропагандистски верно освещали фронтовые события и трудовые подвиги в тылу, «Восточка» писала обо всём. Хотя многие факты приходилось уточнять в архивных фондах.

Хроника составлена автором очень бережно, без оценочных суждений, но выводов по её прочтении можно сделать немало.

Например, как бы сейчас ни спорили историки и пропагандисты, из газетных сводок видно, что ещё в январе 1941-го Иркутск не готовился к войне.

Чего стоит один только факт: «18 января принято предложение Наркомата авиационной промышленности СССР об открытии в Иркутске с 1 сентября авиационного техникума с контингентом студентов в 510 человек. Техникуму передаётся помещение на улице Ленина, дом №5».

Разумеется, когда началась Великая Отечественная война, это решение было изменено, а в указанном доме был размещён патронный завод № 540. Техникум при этом, хоть и не с таким числом учащихся, был сохранён, но получил другую прописку. И это не единичный пример.

Связующая роль

Владимир Ходий замечает, что всю войну Восточно-Сибирская железная дорога была максимально задействована в работе. Как одно из основных связующих звеньев Транссиба она должна была ежедневно пропускать стратегически важные эшелоны. И когда эвакуировали предприятия с запада на восток страны, и когда на запад уходили подкрепления и припасы для Красной армии.

Но есть и такие факты, которые история до определённых моментов умалчивала. Например, о том, что перед войной Советский Союз ждал в первую очередь нападения Японии, потому через всю страну на восток были переброшены значительные силы с танками и артиллерией. А когда война началась на западе, то частично эти силы вернули обратно. Естественно, огромную работу приходилось проделать работникам на Кругобайкальской железной дороге, поскольку в то время в тоннелях была уложена «двухпутка», а составы с военной техникой по габаритам не проходили. Пришлось экстренно «переобувать» тоннели на один путь, посередине.

Высоко были оценены роль и значение производственных мощностей ВСЖД для оборонной промышленности. Так, 30 октября 1941 года магистраль была задействована в изготовлении штампов и приспособлений «в целях скорейшего налаживания выпуска заводом имени Куйбышева 107-миллиметровых горно-вьючных миномётов».

А 15 апреля 1942-го Восточно-Сибирская «получила оборонный заказ: построить несколько тысяч вагонов для внутреннего передвижения».

Были и торжественные моменты, хотя военные годы для тружеников тыла были скупы на награды. 8 августа 1942-го указом Президиума Верховного Совета СССР «за успешное выполнение задач по перевозке оборонных и народнохозяйственных грузов» награждены орденами и медалями 76 работников ВСЖД. Среди них орден Трудового Красного Знамени получил начальник дороги Михаил Сычёв. 7 августа 1945 года он, уже бывший руководитель магистрали, награждён орденом Отечественной войны I степени.

26 января 1943-го в управлении ВСЖД получена телеграмма от Иосифа Сталина с «братским приветом и благодарностью Красной Армии» за 3 824 409 рублей, собранных работниками и служащими на строительство танковых колонн и боевых самолётов. 14 мая 1944 года в аналогичной телеграмме Сталин благодарит коллектив за сбор 6 409 617 рублей на строительство танковой колонны «Иркутский железнодорожник». 10 апреля 1945-го сообщалось, что эти танки прошли путь от Вислы до Берлина.
Александр Богачёв
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/