фото: Лейла Мустафаева

В дозор уходят лучшие

Планы создать мобильные команды общественных инспекторов по безопасности движения поездов пока не нашли претворения

В Иркутском филиале дорожной профсоюзной организации провели семинар-совещание для участников системы общественного контроля, чтобы дать им предметные знания и поговорить о том, что же мешает дозорным работать со сверхотдачей.
Цейтнот в блокнот

Николай Бузько, заместитель начальника Восточно-Сибирской дороги по территориальному управлению в Иркутском регионе, приехал на мероприятие к самому началу. Руководитель поделился с собравшимися оперативной производственной информацией, рассказал о целях и задачах, вспомнил случаи из своей практики, когда неисполнение требований инструкций или же равнодушие работников, не заметивших нарушение, приводили к тяжелейшим последствиям. И объявил о готовности ответить на вопросы. В зале повисла тишина. Ни один из общественных инспекторов, среди которых по большей части были рядовые работники предприятий, не решился вступить в разговор с первым лицом региона.

Как поднимать вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в ситуации, когда, выявив нарушение, которое следует безотлагательно устранить, человек, ставший по личной инициативе общественным инспектором, не может в силу не зависящих от него обстоятельств донести информацию до руководителя предприятия?

Николай Бузько, конечно же, понимал причину всеобщего молчания. В руках командир крутил рабочий блокнот общественного инспектора – новый инструмент, состоящий из бланков плана заданий, актов проверки, результата контроля за устранением выявленных нарушений. А на форзаце брошюры напечатан кодекс общественного инспектора РЖД, напоминающий клятву. Абзацы начинаются такими словами: «Я осознаю», «Я обязуюсь», «Я буду». В завершении, по сути, обещание: «Принимая положение кодекса, я осознаю, что на железнодорожном транспорте безопасность движения поездов начинается с меня».

Заместитель начальника дороги, прощаясь с участниками совещания, пообещал, что этот блокнот станет для него рабочей тетрадью, куда он будет заносить информацию от общественных инспекторов, обратившихся к нему в случае, если на родном предприятии их не слышат.

По велению сердца

– Инспекторами становятся люди неравнодушные, – говорил на открытии семинара-совещания его главный организатор Сергей Жуйков.

Руководитель Иркутского филиала дорожной профсоюзной организации несколько лет назад, когда в компании «РЖД» приняли решение возродить систему общественного контроля, поручив дело профсоюзу, по собственной инициативе встал у руля совета инспекторов по безопасности движения в регионе.

Но активными дозорных назвать сложно. Создаваемая система, взявшая удачный старт в Иркутском регионе, по логике вещей должна была развиваться и дальше, а в итоге оказалась малоэффективной. Инициативность контролёров только падает. Причина, как считает профлидер, в том, что общественные инспекторы, получив, казалось бы, широкие полномочия, остались на производстве один на один с ними. Дозорным слабо помогают их непосредственные кураторы – председатели первичных профсоюзных организаций, а руководители предприятий не видят в инспекторах своих помощников, зачастую не реагируют на их замечания.

80 человек стали участниками встречи в учебном центре дорожной профсоюзной организации на базе отдыха «Железнодорожник» под Иркутском.

Инспекторам предложили ознакомиться с регламентирующими документами по общественному контролю, пройти обучение основным приёмам поиска неисправностей на объектах инфраструктуры и подвижном составе с учётом того, что этот профиль деятельности для работника не основной, а смежный. И несмотря на то, что разговор по душам с начала семинара не заладился, он был в повестке дня.

Организаторы поставили перед собой задачу, чтобы инспектора озвучили своё мнение на предмет того, почему результативность работы на местах так низка и какие меры стоит предпринять, чтобы хорошее дело жило и развивалось.

В зеркале цифр

Но говорить о том, что общественные инспекторы в Иркутском регионе, которых насчитывается чуть более сотни, не работают, – значит слукавить. В 2018 году ими было проведено более 1,2 тыс. проверок. Удалось выявить свыше 3,3 тыс. замечаний. Значительная их часть была устранена. Акты инспекторов послужили основанием для применения 75 запретных мер. Выполняя поставленные задачи, дозорные работали над решением вопроса улучшения безопасности движения поездов, подготовив в общей сложности 42 предложения.

На ряде предприятий – в Зиминской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, Суховском центре организации работы железнодорожных станций, путевой машинной станции № 45 и региональной дирекции железнодорожных вокзалов – инспекторы принимали участие в деятельности комиссий, задача которых состояла в проведении внутреннего аудита системы менеджмента безопасности движения, проверке готовности объектов к зиме.

По итогам 2018 года заслуживают похвалы советы общественных инспекторов Суховского центра организации работы железнодорожных станций, эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный, эксплуатационного локомотивного депо Зима.

Лучших дозорных отметили наградами и премиями от имени профсоюза и, что немаловажно, работодателя. 27 инспекторов получили дополнительный оплачиваемый отпуск.

Работа не останавливается. В первом квартале этого года инспекторы провели 276 проверок, выявили 824 замечания. Больше всего нарушений – в путевом хозяйстве.

Прав – звони ревизору

Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов дороги Евгений Окладников прибыл в учебный центр с несколькими коллегами по аппарату. Команде профессионалов предстояло провести семинар для общественных инспекторов.

Перед ревизорами стояла задача обучить собравшихся основным приёмам обнаружения неисправностей в условиях смежного производства. Если ты, к примеру, машинист и владеешь общими знаниями содержания пути, то из кабины локомотива заметишь нарушение. В основу лекций легла информация, касающаяся неисправностей железнодорожного пути и стрелочных переводов, вагонов, системы электроснабжения.

– Сегодняшнее совещание с общественными инспекторами считаю необходимостью, – взял слово Евгений Окладников, когда последний лектор поставил точку в выступлении.

По словам ревизора, общественный контролёр является серьёзным звеном в работе, направленной на повышение уровня безопасности движения поездов. Благодаря службе дозорных, их своевременной и от того бесценной информации, удаётся оперативно вмешаться в  процесс, предотвращая ситуации с возможными негативными последствиями. И в дальнейшем от общественников ждут отдачи, только уже, можно сказать, в двойном-тройном размере.

– Любая информация от вас – инструмент для нашей работы, – Евгений Окладников предложил организаторам встречи транслировать его телефонный номер, на который может позвонить каждый инспектор, когда ситуация требует безотлагательного решения.

Так лекции по безопасности плавно перешли в диспут.

Углы круглого стола

Тон разговора задали иркутские вагонники. Инспекторов на предприятии более десятка. Не так уж и много, учитывая большие производственные плечи эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный. Но каждый из них – дозорный стоящий.

Один за другим инспекторы задавали ревизорам вопросы, передавая по кругу микрофон, спорили, приводя доводы. Спектр проблем – широкий. Но общая беда сокрыта в изменениях технологического процесса и возрастающей нагрузке на работника. Профлидер вагонников Татьяна Степанова, сидя в последнем ряду, не раз поднимала руку, желая высказаться. Но попытки председателя первички поучаствовать в диспуте, накал которому добавлял каждый выступающий дозорный, не увенчались успехом. Микрофон прописался на первых рядах.

На огневой позиции споров вагонников сменили движенцы Суховского центра организации работы железнодорожных станций. Кто-то из них, не дожидаясь микрофона, крикнул в зал, что замечания инспекторов – не повод для командиров предпринимать ответные действия.

Вячеслав Абрамов в разговоре не участвовал, но внимательно слушал ответы ревизоров. Исполняющий обязанности старшего осмотрщика ПТО Зима вагонного депо Иркутск-Сортировочный в дозорных ходит четыре года. До этого более 12 лет был уполномоченным по охране труда. По окончании круглого стола зиминец поделился своей точкой зрения со мной.

– От самого общественного инспектора, его авторитета в трудовом коллективе зависит то, как к нему будут относиться на предприятии. На нашем ПТО появилось много нового, хорошего. И в коллективе это видят, ценят. Добивались дружно, чтобы у нас рядом с местом, где встречаем поезда, появились будки. В них вагонники, ожидая прихода состава, укрываются от дождя и снега.

Отмечал зиминец, что складывающаяся тенденция отношения к работе, когда экономические показатели ставятся выше безопасности движения, чревата.

Коллега Вячеслава Абрамова Виктор Шикин, старший осмотрщик-ремонтник ПТО Азей, во время круглого стола тоже занял позицию наблюдателя:

– У меня был вопрос. Его задали ранее. Мне важен был совет, как действовать, если нет реакции на выявленные замечания.

Движенец Андрей Популовский, дежурный по сортировочной горке станции Черемхово, участников диспута слушал с ручкой в руках, записывал самое важное.

– Вопросы не задавал, но очень много взял для себя, – делился он. – У меня была идея предложить сделать какую-нибудь карманную брошюру с описанием основных нарушений в смежной сфере. Но эту тему уже подняли. В моей практике не было случая, чтобы на станции не отреагировали на мои замечания. Советую тем, у кого что-то не складывается: если не реагируют на замечания – подключайте к делу ревизора.

Контролёр состояния железнодорожного пути Иркутск-Сортировочной дистанции Андрей Скальский – инспектор со скромным опытом. Два месяца назад молодому работнику поручили общественное дело.

– Человеку надо совершенствоваться, идти в ногу со временем. Работа инспектора для меня – новые знания, профессиональный опыт и, хотелось бы верить, старт в карьере.

Татьяна Степанова, так и не дождавшись микрофона, под занавес семинара-совещания рассказывала, какие вопросы сегодня актуальны в депо.

– Я хотела узнать, как относятся ревизоры к тому, что люди работают в свой выходной день. Почему ревизорами проблема переработок замалчивается? А ведь их не должно быть у тех, от кого напрямую зависит безопасность движения. И второй момент: старшие осмотрщики работают с вагонами цеха отцепочного ремонта вместо контролёров. Должностных обязанностей на этот вид деятельности нет.

Председатель первички Черемховской дистанции пути Равиль Файзулин соглашался с иркутской коллегой в том, что сложностей на предприятиях хватает всегда. Но когда есть понимание, то проблемы решаемы.

– Наша дистанция не раз становилась призёром сетевых соревнований. Вклад общественных инспекторов в общее дело, несомненно, есть.

Инженер путевой машинной станции № 45 Елена Аксёнова говорила о том, что лично у неё как общественного инспектора нет острых углов во взаимоотношении с руководителем: 

– Надо правильно донести вопрос.

Представительницы региональной дирекции железнодорожных вокзалов Марина Яковлева, дежурный помощник начальника вокзала Иркутск-Сортировочный, и Надежда Бардакова, дежурная по залу вокзала Черемхово, совсем недавно примерили на себя роль инспектора. Женщины делились тем, что сегодня многое почерпнули, поняли, что от них ждут в профсоюзе, дирекции. И пообещали, что в следующем году подготовят к совещанию полноценный отчёт о проделанной работе.

Столичные ориентиры

Техинспектор Иркутского филиала Леонид Матвеев считает прошедший семинар-совещание показательным. Общественные инспекторы хотят работать, вносить вклад в безопасность движения. Только им надо помогать, учить их, поддерживать. Поэтому на всероссийском слёте общественных инспекторов компании «РЖД», который состоится в Москве в мае, дозорные филиала с честью представят регион и дорогу. Право поехать в столицу получили контролёр состояния пути Иркутск-Сортировочной дистанции пути Илья Зимняков и старший электромеханик Иркутск-Сортировочной дистанции электроснабжения Андрей Жиндаев.
Впервые дозорные собрались на учёбу в таком количественном составе. Всего в филиале их чуть более 100


Лейла Мустафаева
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/