26 октября 2020 10:22

26 октября 2020 10:22

фото: Борис Ступин

«Крест» у всех на виду

ОАО «РЖД» внедряет новую методологию визуализации информации по охране труда

Помните у Владимира Маяковского: «Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте всё то, что у вашей земли хорошо и что хорошо на Западе». 28 января 2013 года старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович своим распоряжением рекомендовал к исполнению методику визуального контроля за состоянием охраны труда «Крест безопасности». Данная система родилась в экономически развитых странах, а в последнее время достаточно успешно прижилась у нас в России (ОАО «КамАЗ», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», Ярославский электровозоремонтный завод имени Б.П. Бещева –
филиал ОАО «Желдорреммаш» и другие).

Для начала поясню, почему данная методика имеет столь необычное название. Визуально она представляет собой лист формата А4, расчерченный в виде креста и состоящий из 31 нумерованной ячейки (по количеству дней в месяце). По окончании каждого рабочего дня руководитель производственного участка (старший смены) анализирует соблюдение работниками требований охраны труда и технологической дисциплины и производит соответствующую заштриховку ячеек. Зелёным цветом – если день прошёл без инцидентов (травм, аварий, проблем с инструментом, нарушений правил пожарной безопасности и т.д.). Жёлтым – если проявились проблемы в хозяйственной части: этот цвет призывает к вниманию.

Если же произошёл инцидент с грубыми нарушеними – на кресте этот день заштриховывается красным цветом.

До пятого числа следующего за отчётным месяца руководитель производственного участка предоставляет инженеру по охране труда копию заполненного «Креста безопасности».

– Необходимо отметить, что «Крест безопасности» максимально прост в обращении, но при этом очень эффективен, поскольку позволяет видеть основные проблемные зоны не только руководству, а и всем остальным сотрудникам предприятия, которые необходимо оперативно отрабатывать для минимизации рисков производственного травматизма, – заявил 17 октября на сетевой школе в Улан-Удэ главный инженер Управления вагонного хозяйства Дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Александр Комиссаров.

Методология действия «Креста безопасности» крепко-накрепко связана с бережливым производством и направлена на визуальный эффект, при котором работник может регулярно наблюдать показатели собственного цеха (подразделения) и предприятия в целом по технике безопасности и, соответственно, подсознательно стремиться работать так, чтобы эти показатели всегда были положительными.

– Помимо всего прочего существует и соревновательный эффект между структурными подразделениями предприятия. Имея перед глазами результаты бережного и рационального труда коллег, работник будет стараться не отстать, а в чём-то, быть может, и превзойти их, – отметила заместитель начальника отдела департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании Валентина Савельева.

В качестве пилотного проекта Комплексной системы оценки охраны труда на предприятии (КСОТ-П) «Крест безопасности» прошёл апробацию в эксплуатационных вагонных депо, расположенных в границах Горьковской, Октябрьской, Московской, Северной, Забайкальской и Западно-Сибирской дорог. Для чистоты эксперимента у вагонников названных магистралей была в определённых пределах приостановлена трёхступенчатая система контроля охраны труда.

– Начиная с 2014 года к работе по методологии КСОТ-П должны перейти все эксплуатационные вагонные депо сети, – подчеркнул заместитель начальника технического отдела Управления вагонного хозяйства Дирекции инфраструктуры Евгений Тихонов.

По мнению Александра Комиссарова, в полной мере пилотный проект «Крест безопасности» реализуется в вагонном хозяйстве Западно-Сибирской дороги. Дабы не быть голословными, западносибирцы продемонстрировали в столице Бурятии два видеофильма по КСОТ-П.

На данный момент у вагонников ЗСЖД стопроцентный охват внедрения системы «Крест безопасности». 

ОАО «РЖД» ставит перед вагонниками (в том числе и ВСЖД) конкретные задачи в сфере организационно-профилактической работы по охране труда. Задачи непростые и в чём-то новаторские, но, как говорит опыт шести пилотных дорог, вполне достижимые. Восточно-сибирские вагонники – ученики во всех отношениях усердные. Во всяком случае, из командировок по обмену опытом наши специалисты непременно привезут самое ценное и полезное, в том числе и по «Кресту безопасности».


Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31