20 октября 2020 12:04

20 октября 2020 12:04

фото: Александр Филиппов

По полной программе

Новая техническая станция возводится на задворках ВЧД-7

На строительстве значимого объекта для станции Иркутск-Пассажирский и Иркутского пассажирского депо уже освоено более 385 млн руб.  

Чуть западнее старого моста через Ангару, на узкой площадке, зажатой рельсами Транссиба и автомобильной трассой, разгулялась первая в эту осень настоящая позёмка. Несколько десятков строителей, несмотря на порывы ветра, упорно продолжают монтировать железобетонную решётку на новеньких подъездных путях, крепить сайдинговые ребристые плиты, заливать межпутье под километровой крышей бетоном с зимним прогревом. Последнее самое трудное. Надо идеально разровнять полосу межпутья, уложить на неё арматуру с тонкими проводами, по которым пойдёт ток, и аккуратно вручную залить сверху бетоном. Технику сюда не загонишь – пространства для манёвра мало.

Главный инженер субподрядной организации ООО «Байкалрегионстрой» Владимир Казак, подняв воротник спецовки, кивает на своих хлопцев, занятых монтажом наружных сетей:

– Сроки, конечно, как всегда поджимают, нам до конца октября надо выполнить свою работу, чтобы не допустить простоя других субподрядчиков, которых на этой площадке собралось целых пять организаций во главе с генподрядчиком – ООО «СК-техпрогресс».

Представитель последней, Игорь Вавилов, уверен, что, несмотря на кажущуюся постороннему взгляду хаотичность действий строителей и чрезмерную концентрацию техники на узкой площадке, объект будет сдан вовремя.

– Вы бы к нам с утра заглянули или, положим, поздним вечером, сами убедились бы, какие у нас здесь производственные споры разгораются, – советует один из прорабов.

Похоже, надобности в этом нет, всё и так ясно: снабжение в полном порядке, людей хватает, техника выстроилась в линейку, а что до споров, то какая большая стройка без них обходилась. Что касается масштабов этой стройки в непосредственной близости от главного хода, то они и для самих железнодорожников, в первую очередь – для местных пассажирников, стали необычными. Судя по планам, здесь в течение года предстоит освоить строительно-монтажных работ на сумму под миллиард рублей. К сегодняшнему дню пока «переварено» 385 миллионов.       

По большому счёту, в нынешней непростой экономической ситуации инвестиции в новое строительство наверняка бы отложили на неопределённый срок, если бы не удачное стечение обстоятельств. Точкой отсчёта нового дела, которое бродило в умах инженерного деповского и дорожного корпуса, можно считать подписание трёхстороннего соглашения регионального правительства, администрации областного центра и руководства ВСЖД на VI Байкальском экономическом форуме (сентябрь 2010 года) «О реконструкции вокзального комплекса станции Иркутск-Пассажирский».

– Хотя идея о снижении расходов на содержание вагонного комплекса витала на предприятии с начала 2000-х годов, её материализация началась именно три года назад, – вспоминает главный инженер Иркутского вагонного пассажирского депо Юрий Верхозин. – Тогда мы, образно говоря, вскочили на подножку уходящего поезда. Благодаря поддержке генерального директора ОАО «ФПК» Михаила Акулова удалось включить в программу реконструкции вокзального комплекса станции Иркутск-Пассажирский статью финансирования строительства новой технической станции на территории грузового двора.

Это был прорыв или, говоря словами Юрия Верхозина, «прецедент на территории России». Дело в том, что прогрессивная технология обслуживания тележек пассажирских вагонов безлюлечного типа с дисковыми тормозами и кассетными подшипниками сегодня внедрена в пассажирских вагонных депо на западе страны, и прежде всего на таких ключевых станциях, как Москва, Санкт-Петербург, Казань.
За Уралом такого ремонта нет.

За сухим техническим словосочетанием тянется целый шлейф проблем. Сегодня Тверской вагоностроительный завод, единственный производитель пассажирского подвижного состава, полностью перешёл на выпуск вагонов с тележками подобного типа. Потому продукция тверских транспортных машиностроителей оседает в западных российских депо, имеющих технические возможности обслуживать новые вагоны.

– В последнее время мы вынуждены получать бывшие в употреблении вагоны из других филиалов, в частности из Горьковского, а они, в свою очередь, приобретать новый подвижной состав, – сетует Юрий Верхозин.

Передислокация старого пассажирского вагонного парка с запада страны на восток наблюдается не только в Иркутске, но и в Новосибирске, Красноярске, Чите. Причина одна – отсутствие необходимой современной ремонтной базы.

Её отсутствие и стало одной из главных причин вынужденного содержания стареющего подвижного парка, который на глазах ветшает, и в первую очередь – плацкартная группа. А именно плацкартные вагоны по причине дешевизны билетов ныне наиболее востребованы у пассажиров.

Иркутский прецедент в том и состоит, что здесь через год будет создана база для ремонта и обслуживания новых современных вагонов. Для этого возводится крытый специальный путь, по существу создаётся вторая деповская техническая станция (пока без названия), где будет вестись подготовка составов в рейс, в том числе заправка водой, зарядка аккумуляторных батарей, откачка и обслуживание биотуалетов. Мало того, с вводом в эксплуатацию новой станции депо получит возможность вести упорядоченную маневровую работу с её разделением на чётный и нечётный парки.

– Заглядывая в будущее, мы уверены, что наше предприятие имеет прекрасные перспективы, – уверен Юрий Верхозин. – Именно сюда, на берег Ангары, будет неуклонно перемещаться ремонтный центр Сибири по мере обновления пассажирского вагонного парка.

Наша справка

По графику объект с рабочим названием «Вторая техническая станция» должен быть сдан в октябре 2014 года. Его производственный участок будет составлять 41370 квадратных метров. Здесь предусмотрена прокладка девяти подъездных путей на железобетонных шпалах общей длиной 5,4 км. Пока площадка лишена какой-либо растительности. Но по генеральному плану здесь предусмотрена территория в три тысячи квадратных метров для зелёных насаждений.

Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31